Серия международных мероприятий, проведенных в марте-начале апреля с. г. премьер-министром Индии Нарендрой Моди, подчёркивают в очередной раз особую значимость для Нью-Дели проблематики контроля ситуации в регионе Индийского океана.
И сегодня в период обозначившегося во второй половине прошлого десятилетия очередного обострения «Большой мировой игры» отмечается повышенная военная активность в РИО обоих её нынешних главных участников, то есть США и КНР. На эту тему в последние годы написано много текстов разного уровня глубины анализа и объективности. При этом зачастую в центр мотивации всего здесь происходящего располагается фактор «расширения китайского военного присутствия. В связи с чем отметим, что ещё в 2018 г. прежнее «Тихоокеанское командование», крупнейшее в вооружённых силах США, было переименовано в «Индо-Тихоокеанское», на которое теперь возложена задача совместно с «Центральным командованием» обеспечивать американские интересы и в регионе Индийского океана. Отметим в очередной раз попытки «надувания щёк» здесь и некоторыми из европейцев.
Однако в самом РИО формируется новый значимый участник глобальных процессов в лице государства «Республика Индия», руководство которого отнюдь не намерено пассивно наблюдать за разного рода манёврами здесь как обоих упомянутых главных мировых игроков, так и прочих любителей «поисков приключений» на собственную голову. В порядке иллюстрации отметим лишь одно из недавних высказываний министра обороны Р. Сингха, в котором подчёркивается мощь ВМС страны, уже сегодня способных противостоять в Индийском океане «любым другим» обладателям таковых. Ясно, кто при этом подразумевается в первую очередь.
При том, что упомянутый «некто» уже вполне определённо обозначается непосредственно подчинёнными Р. Сингху генералами, когда речь заходит, например, о всестороннем росте НОАК или демонстрационных полётах «пятого» (возможно, даже «шестого») поколения китайского истребителя J-36.
Сама же констатация наличия у КНР потенциала по проектированию мощи на РИО свидетельствует о том, что до практической реализации на первый взгляд странного мема «Индийский океан должен быть индийским» пока ещё далеко. Но в Нью-Дели, несомненно, именно таким образом видят перспективу развития ситуации в РИО. В этих целях активизируются не только военное строительство, но и политико-дипломатическая компонента позиционирования страны на международной арене в целом. Особенно, конечно, в РИО, свидетельством чему стали последние заграничные поездки премьер-министра Н. Моди.
Визиты Н. Моди в Шри-Ланку и на Маврикий, а также первый контакт с руководителем нового правительства Бангладеш
В НВО периодически обсуждается тема всё более заметной китайско-индийской борьбы за влияние как на островные, так и на прибрежные страны РИО. При том, что эти последние относительно неё стараются занимать более или менее нейтральную позицию. Но на практике в поведении каждой из них можно усмотреть разной степени выраженности предпочтения, которые отдаются либо Индии, либо КНР.
Кстати, нечто похожее наблюдается и в соседнем регионе Юго-Восточной Азии, страны которого должны бы составлять нечто единое в рамках региональной Ассоциации (АСЕАН). На самом же деле они позиционируются по-разному относительно основных участников обостряющейся здесь борьбы за влияние. Каковыми являются в первую очередь КНР и США, но всё более заметно обозначается присутствие в ЮВА и Японии, а также той же Индии.
Причём, как в ЮВА, так и в РИО, поведение того или иного «объекта» повышенного внимания со стороны основных игроков не является константой и нередко радикально меняется со сменой возглавляющей страну политической группировки. Что чаще всего происходит в ходе электорального процесса. Осенью 2023 г. такой разворот в сторону КНР произошёл на Мальдивах.
А спустя год нечто похожее, но уже в сторону Индии случилось на Шри-Ланке. В ходе состоявшейся в конце декабря прошлого года поездки в Нью-Дели и переговоров с премьер-министром Н. Моди новоизбранный президент Шри-Ланки А.К. Диссанаяке заявил, что никому не позволит использовать свою страну в качестве источника угрозы Индии. Те же слова были воспроизведены спустя три месяца (в начале апреля с. г.), когда А.К. Диссанаяке принимал того же Н. Моди, прибывшего Шри-Ланку с государственным визитом. В ходе прошедших переговоров был подписан ряд двусторонних документов, в том числе затрагивающих сферу обороны.
Отметим, что для Индии поддержание прочных отношений с этой страной имеет и важную внутриполитическую компоненту по причине этнической близости населения (тамилов), проживающих в южном индийском штате Тамил-Наду и северных ланкийских провинциях. Те или иные неурядицы на одной из этих территорий не могут не отражаться на соседней, которые отделены друг от друга проливом шириной в 50 км. Особо серьёзным вызовом для отношений между Индией и Шри-Ланкой стала 25-летняя гражданская война на севере второй, завершившаяся лишь в 2009 г.
Упомянутые итоги поездки Н. Моди на Шри-Ланку составили уже второе заметное внешнеполитическое достижение Индии последнего времени. Поскольку месяцем ранее не менее важные документы были подписаны тем же Н. Моди в ходе визита в Республику Маврикий, то есть на островное государство, расположенное в полутора тысячах километров к юго-востоку от Африканского континента. Почти половину его населения составляют выходцы из Индии, чем существенным образом объясняется позитивное к ней отношение руководства Маврикия. Одним из подписанных здесь документов стал «Пакт о безопасности», который, как утверждается, распространяется на всю акваторию Индийского океана.
Также обратил на себя внимание первый контакт Н. Моди с руководителем «переходного правительства» Бангладеш М. Юнусом, пришедшим к власти в результате известных событий августа прошлого года. Шейх Хасина, ранее неоднократно (с 2009 г непрерывно в течение 15-и лет) возглавлявшая правительство Бангладеш, была вынуждена искать убежища в Индии. С тех пор требование новых властей о её выдаче с целью проведения над ней суда служит одним из препятствий на пути восстановления резко испортившихся двусторонних отношений.
В Индии полагают, что не менее (если не более) весомым негативным обстоятельством оказался, как полагают в Нью-Дели, «сдвиг в сторону КНР» ранее более или менее нейтрального курса Бангладеш. При том что нынешнее руководство последней называют Шейх Хасину не иначе, как «индийской марионеткой», что, на авторский взгляд, является очевидным преувеличением. Она именно балансировала и вполне успешно, то есть с выгодой для Бангладеш в поле сил, которое формируют Индия и КНР. И в целом представляется несомненной роль Шейх Хасины в процессе быстрого экономического прогресса страны периода 2000-х.
Упомянутый же контакт «Н. Моди — М.Юнус» состоялся в начале апреля в Бангкоке на полях очередного мероприятия форумной площадки Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation (BIMSTEC), которую образуют семь стран, в основном (кроме Непала и Бутана) прилегающих к Бенгальскому заливу. Содержание, а также итоги состоявшейся 40-минутной встречи излагаются сторонами по-разному. Видимо, верным является экспертное мнение о том, что позитивной её можно будет считать в том случае, если за ней последует хотя бы «стабилизация отношений» между Индией и Бангладеш.
Наконец, отметим, что последние мероприятия в РИО правительства Н. Моди свидетельствуют о возрастающей для него значимости всего происходящего в регионе, в котором располагается и сама Индия.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона