В ближайшем будущем вопрос распределения воды станет одним из ключевых для новой американской администрации.
На протяжении нескольких лет южные штаты США, а также северные территории Мексики сталкиваются с засушливым климатом, влияющим на уровень воды в крупнейших региональных реках – Рио-Гранде и Колорадо.
Река Рио-Гранде обеспечивает 90% водоснабжения всего Южного Техаса и Долины Рио-Гранде, где проживают более 7 млн. человек. Согласно прогнозам, в результате изменения климата к 2050 г. сток реки сократится на 25%, что приведет к критическому дефициту воды и усилению напряженности между Техасом и Мексикой. По данным Международной пограничной и водной комиссии США и Мексики (IBWC), за последнее десятилетие поступление воды из Рио-Гранде в США сократилось на 33%, в Мексику – на 52%.
В свою очередь р. Колорадо является основным источником пресной воды для более чем 44 млн. человек. По данным Министерства внутренних дел США, уровень воды в реке постепенно сокращается с лета 2022 г. По итогам 2024 г. штаты Аризона и Невада из-за обмеления потеряли около 18% и 7% от общего объема воды соответственно, Мексика (штаты Нижняя Калифорния и Сонора) – около 5%.
Ситуация тревожная, поскольку большая часть водохранилищ в регионе уже сталкивается с рекордно низким уровнем запасов воды. По данным IBWC, по состоянию на 28 февраля 2025 г., крупнейшие водохранилища Рио-Гранде на мексиканско-американской границе – «Амистад» и «Фалькон» были заполнены лишь на 21% и 12% соответственно.
В чём суть проблемы?
Основным источником разногласий между Мехико и Вашингтоном является Договор об использовании вод рек Колорадо, Тихуаны и Рио-Гранде от 1944 г. По условиям соглашения Мексика обязуется поставлять в США не менее 431,72 млн. куб. м воды из р. Рио-Гранде ежегодно в рамках пятилетних циклов. Со своей стороны, США должны передавать Мексике 1,85 млн. куб. м воды из р. Колорадо. Однако соблюдение данных обязательств становится все менее реалистичным. По данным IBWC, из-за сильнейшей засухи, которая затрагивает около 90% всей территории Мексики, страна не может сбрасывать в приграничные плотины достаточное количество воды.
В 2020 г., опасаясь выйти в очередной дефицит поставок, и находясь под давлением США, Мехико был вынужден экстренно перенаправить американской стороне 324,7 млн куб. м воды в ущерб собственному сельскохозяйственному сектору. Это привело к масштабным протестам мексиканских фермеров в северных штатах.
Однако нынешняя ситуация отличается от 2020 г. За весь период текущего пятилетнего цикла, который завершится 25 октября 2025 г. Мексика смогла поставить американской стороне лишь 514.6 млн. куб. м воды, что является историческим минимумом. Задолженность Мехико перед Вашингтоном составляет более 1,2 млрд. куб. м воды. При текущей тенденции Мексика не сможет передать необходимое количество воды к следующему году. Фермеры северных штатов настаивают на отмене, либо пересмотре несправедливого водного договора с США.
Американские власти оказывают давление на Мехико, требуя исполнения положений договора. США готовы идти на пересмотр соглашения исключительно в свою пользу. Так, отмечается, что американцы предложили внести отдельный протокол, который позволил бы Мексике поставлять две трети воды в Южный Техас, а оставшуюся часть отдавать мексиканскому штату Тамаулипас. Вашингтон пытается заставить южного соседа пойти на уступки через давление.
Переговоры между Мехико и Вашингтоном шли 18 месяцев, но не принесли значимых результатов. Однако после избрания президентом США Д. Трампа стороны достигли договоренности. Для мексиканских властей было крайне важно урегулировать водный вопрос до вступления в должность нового президента США.
7 ноября 2024 г. в г. Сьюдад-Хуарес Мексика и США подписали дополнительный Протокол 331 к водному договору 1944 г., который действует до 2029 г. Согласно новой договоренности Мексика будет поставлять воду из притоков Рио-Гранде в штате Тамаулипас – рек Сан-Хуан и Рио-Аламо, то есть из тех рек, которые не оговариваются в договоре 1944 г. Кроме того, Мексике предлагается ряд механизмов поставок. Она может поставлять воду из приграничных плотин или использовать две трети воды шести основных притоков р. Рио-Гранде.
Если Вашингтон остался крайне доволен новой сделкой, поскольку фактически получил доступ ко всем мексиканским притокам Рио-Гранде, то фермеры северных штатов называют новые условия крайне несправедливыми. В будущем это лишь усилит недовольство со стороны местных аграриев.
Одновременно, власти американского штата Техас позиционируют себя как наиболее пострадавшая сторона от задержек поставок воды и требуют от Белого дома более радикального подхода в отношениях с Мексикой, поскольку считают, что внесение изменений в водный договор – это запоздалая мера. Стоит отметить, что с 2022 г. засуха в Техасе объявлена стихийным бедствием. Ежегодно штат теряет более 705 млн. куб. м воды. Согласно прогнозам, к 2070 г. население штата увеличится на 22 млн. человек, что приведет к сокращению водоснабжения на 18%.
Дефицит воды негативно влияет на местное сельское хозяйство. Фермеры вынуждены переходить на засухоустойчивые культуры, в частности, предпочитают выращивание сорго вместо кукурузы. К началу 2024 г. полностью исчезла сахарная промышленность. Под угрозой находится производство хлопка, цитрусовых и овощей.
Есть ли выход?
По мнению экспертного сообщества, выход из ситуации в целом возможен, если за основу правового регулирования распределения воды будет взята Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 г. Однако в текущих реалиях это крайне маловероятно, учитывая приход к власти Д. Трампа. Таким образом, более реальным выглядит дальнейшее обновление существующего водного договора в пользу Вашингтона через заключение новой «сделки». Однако отмечается, что исполнение договора не станет эффективным, пока не будут учитываться интересы всех сторон и следующие положения.
Во-первых, соглашение между США и Мексикой не учитывает фактор изменения климата. В нем не определяется как действовать сторонам в условиях «чрезвычайной засухи».
Во-вторых, в договоре не регулируется потребление воды из грунтовых вод. Вода из трансграничных водоносных горизонтов Мексики и США извлекается на 14% быстрее, чем пополняется. При этом запас воды в них не регулируется. Стоит отметить, что именно грунтовые воды по большей части поддерживают Рио-Гранде и Колорадо в засушливый период. Подобное бесконтрольное извлечение воды в конечном итоге отразится на состоянии рек в целом.
В-третьих, соглашение не предусматривает четкого графика поставок воды. Поставки регулируются только в рамках пятилетних циклов. Фактически данное положение позволяет максимально отстрочить передачу воды, надеясь, на то, что при должном количестве осадков ее объем увеличится и можно будет закрыть весь пятилетний цикл, например, за один год.
На данный момент каких-либо положительных тенденций не наблюдается и эта проблема приобретет долгосрочный характер. Обновление договора 1944 г. не решает, а лишь усугубляет ситуацию. Из-за собственного дефицита Мексика попросту не сможет поставлять достаточное количество воды американской стороне. Не исключено, что администрация Трампа будет придерживаться более жесткой политики в этом отношении, что лишь сильнее усугубит противоречия между США и Мексикой.
Михаил Илевич, младший научный сотрудник Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН