С падением режима Башара Асада и приходом к власти в Сирии «Хайат Тахрир аш-Шам*» (ХТШ*) было объявлено, что партия Баас, которая была правящей партией в Сирии с 1963 года, будет официально распущена.
Роль партии Баас в Сирии
В переводе с арабского «баас» означает «возрождение». Партия Баас была основана в Дамаске в 1943 году, четыре года спустя приняла конституцию, а в 1953 году объединилась с Сирийской социалистической партией, образовав известную Партию арабского социалистического возрождения («Баас»). Основными принципами партии были неприсоединение и оппозиция колониализму и империализму. В Сирии баасисты захватили власть в 1963 году в результате государственного переворота. В партии существовали внутренние разногласия, кульминацией которых в конечном итоге стал приход к власти в 1970 году Хафеза Асада. Сирийская конституция 1973 года установила однопартийную систему, которая была отменена лишь конституцией 2012 года (хотя и с небольшим «фактическим» эффектом, поскольку Башар Асад еще 12 лет был президентом). Это важный фактор, о котором следует помнить, размышляя о том, почему партия Баас является столь символичной для сирийцев сегодня.
В комментарии телеканалу «Аль-Джазира» Радван Зиаде, старший аналитик Арабского центра в Вашингтоне, заявил, что роспуск партии Баас сигнализирует о «переходе власти в гражданские руки». Он пишет, что партия слишком тесно связана с предыдущим режимом, чтобы иметь какое-либо реальное будущее после ее свержения. По словам Зиаде, партия также рассматривается как «идеологическая опора» прежнего режима, а новые власти обвиняют ее в подавлении инакомыслия и ликвидации оппозиции.
Вопрос о бывших боевиках и чиновниках
В Ираке Баас пришла к власти после революции 1968 года (Саддам Хусейн стал лидером Ирака в 1979 году и правил до вторжения США в 2003 году). Создание Временной коалиционной администрации (ВКА) в 2003 году привело к падению партии Баас в Ираке. Этот орган был наделен исполнительной, судебной и законодательной властью и был призван облегчить переходный период в стране. ВКА, среди прочего, уволило около 250 000 бывших чиновников партии «Баас» (включая высокопоставленных) и распустило иракскую армию, службы безопасности и разведки (в общей сложности около 400 000 человек), оставив несколько сотен тысяч мужчин с военным опытом без работы, дохода и какого-либо престижа. Как известно, это, а также принятие последующими шиитскими правительствами элементы политики ВКА, создали нужную среду для межконфессиональной ненависти, вооруженных столкновений и радикализации, которые заложили основу для процветания «Аль-Каиды*», а затем и «Исламского государства*».
У Сирии, с другой стороны, похоже, несколько иной подход. В обращении к сирийскому народу 30 января временный президент Ахмед аль-Шараа изложил следующие приоритеты переходного правительства:
- Привлечение к ответственности преступников, причастных к кровопролитию в Сирии, независимо от того, остаются ли они внутри страны или бежали;
- Создание сильных государственных институтов, свободных от коррупции, взяточничества и кумовства;
- Восстановление сирийской экономики для улучшения условий жизни и гражданской инфраструктуры, создания рабочих мест и восстановления международного авторитета страны;
- Формирование всеобъемлющего и разнообразного переходного правительства для построения сирийских институтов до тех пор, пока не будут проведены свободные и справедливые выборы (здесь следует отметить, что точные сроки не были указаны).
Также представляется, что бывшие бойцы Сирийской арабской армии, наряду с бойцами различных расформированных вооруженных группировок (включая ХТШ*), будут интегрированы в новую сирийскую армию. Это отличается от иракского подхода. Однако будет интересно посмотреть, как новая сирийская администрация планирует объединить столь разношерстную группу боевиков в организованную новую армию и контролировать их, учитывая, что будет трудно разорвать уже сложившиеся глубокие связи между боевиками и их иностранными спонсорами. Кроме того, «общего врага» Башара Асада больше нет, так что, если не появится новый, возможно, они найдут врага среди самих себя и в конечном итоге окажутся втянутыми в межконфессиональное насилие, подобное тому, что произошло в Ираке.
Кстати, Сирийские демократические силы (курдские, поддерживаемые США) не дали согласие стать частью новой сирийской армии.
Правосудие на примере Ирака
Ирак прошел через длительный процесс дебаасификации, который продолжается и по сей день. В Ираке существуют различные институты дебаасификации, в частности Комиссия по подотчетности и правосудию (КПП). Однако этот процесс сопровождался противоречиями. В 2008 году в рамках дебаасификации была создана КПП, которая распространила дебаасификацию на судебную систему. Низкоранговым членам бывшей партии «Баас» были восстановлены рабочие места и пенсии, но данное событие тем не менее вызвало бурные разногласия – тогдашний вице-президент Тарик аль-Хашими даже отказался подписать закон, официально закрепляющий это изменение.
Критики законов о дебаасификации в Ираке обвиняют правительство в политически мотивированных преследованиях. В комментарии для Arabi21 Яйха Кабиси, например, выступил с резкой критикой процесса дебаасификации, обвинив новый иракский политический класс в злоупотреблении своей властью. «Новый иракский политический класс, — писал он, — рассматривал чистки не как меру правосудия переходного периода, а как инструмент мести… Вместо того чтобы со временем облегчить процедуры привлечения к ответственности и правосудия в целях укрепления гражданского мира и национального примирения, это превратилось в дубинку в руках влиятельных людей, размахивающих ею перед лицом политических оппонентов».
Совсем недавно, в октябре прошлого года, видный суннитский политик Хамис аль-Ханджар был вызван в КПП по обвинению в связях с бывшей партией Баас, что в конечном итоге привело к его отставке. Это вновь вызвало волну заявлений о том, что правящая шиитские партии «незаконно используют комиссию в качестве политического инструмента для устранения суннитских оппонентов».
В Сирии некоторые бывшие баасистские чиновники уже восстановлены в новом правительстве, например, Майса Сабрин (ранее занимавшая должность заместителя управляющего центральным банком, теперь она назначена его главой). Посол Сирии в Российской Федерации Башар Джаафари также сохранил свой пост. Конечно, по-прежнему существуют опасения, что в будущем произойдут массовые чистки и преследования чиновников предыдущего режима.
Следует ожидать, что в Сирии усилятся призывы к правосудию и наказанию бывших баасистов. Эмоции достигли пика, и потребуется несколько месяцев, чтобы эйфория улеглась. Ахмед аль-Шараа пообещал обеспечить национальный диалог и примирение всех слоев сирийского общества, что является ключевым отличием от иракского пути. Иракский опыт очень показателен и, безусловно, может служить примером того, что следует и чего не следует делать новой сирийской администрации. Однако, учитывая все неудачные предыдущие попытки национального примирения в Сирии за последнее десятилетие, трудно представить, что атмосфера дружелюбия и открытости, обещанная новым режимом, воплотится в жизнь.
* Организация запрещена в Российской Федерации
Ванесса Севидова, магистрант-востоковед в МГИМО МИД России и исследователь проблем Африки и Ближнего Востока