28 января в Дамаск был осуществлён визит заместителя министра иностранных дел РФ Михаила Богданова, в котором принял участие и представитель президента РФ на Ближнем Востоке Александр Лаврентьев.
Прошлое оставляет надежды на будущее
Современная Россия при всех геополитических переменах на рубеже ХХ–ХХI вв. по-прежнему остаётся одной из крупных и мощных ядерных государств, обладающих большим потенциалом интеллектуального, экономического, военного и культурного развития. Москва проводит суверенную политику, выступает за укрепление глобальной и региональной безопасности, формирование многополярной конструкции современного миропорядка для установления более справедливого мира.
Подобный курс внешней политики России отражает интересы и Сирии, которая с 2011 г. стала жертвой перманентных атак сил международного терроризма и внешней интервенции. Как известно, Москва ещё с советского периода выступала надёжным и проверенным другом сирийского народа и государства. СССР и Россия всегда придерживались справедливого разрешения арабо-израильских противоречий, осуждали незаконную оккупацию Израилем части южных территорий САР в районе Голанских высот, а также неизменно оказывали Дамаску военную помощь для укрепления сирийской обороны и безопасности. Наверное, самым эффективным внешнеэкономическим партнёром Сирии являлся Советский Союз, который инвестировал и построил немало крупных и важных промышленных объектов в САР (особенно в области энергетики –ГЭС Тишрин, ряд плотин, нефтепроводы), что стимулировало развитие сирийского государства и укрепление его суверенитета.
Придерживаясь принципа невмешательства во внутриполитические дела иностранного государства, Россия применительно к современному кризису гражданского конфликта в Сирии выступала в поддержку внутрисирийского согласия и примирения всех социально-политических частей общества, призывала к формированию инклюзивного правительства с участием и защитой интересов всех конфессий и народов республики. Поддерживая легитимные власти САР, Россия положительно откликнулась в 2015 г. на официальное обращение Дамаска об оказании помощи в борьбе против сил международного терроризма и экстремизма.
Именно поэтому российско-сирийские отношения традиционно характеризовались как дружественные и партнёрские. Уровень доверия и заинтересованность сирийской стороны в оказании внешней военной помощи позволили сторонам в 2015–2017 гг. согласовать и вопрос размещения на территории САР двух военных баз (авиационной в Хмеймиме и морской в Тартусе) сроком на 49 лет.
Произошедшие 8 декабря 2024 г. внутренние перемены в Сирии, связанные с падением режима Башара Асада и приходом к власти представителей вчерашней радикальной оппозиции в лице «Хайят Тахрир аш-Шам*» (ХТШ) создали ситуацию некой неопределённости в перспективах сирийско-российских отношений. До сих пор остаётся неясным, например, каким окажется судьба пребывания российских военных баз в САР.
Как известно, ХТШ* и её лидер Ахмед аш-Шара являются протурецки настроенными представителями сирийского общества (в прошлом радикальной оппозиции). Во многом стремительный успех ХТШ* в конце ноября и начале декабря 2024 г., завершившийся триумфальным вхождением в Дамаск, стал следствием активной поддержки Анкары. Глава МИД Турции Хакан Фидан (в прошлом многолетний руководитель турецкой разведки МИТ, во времена которого начался внутрисирийский конфликт) неоднократно отмечал, что главной проблемой в обеспечении успеха ХТШ* в те дни являлась угроза вмешательства России во внутрисирийский процесс. И, по мнению Х. Фидана, путём переговоров Анкаре удалось убедить Москву придерживаться позиции невмешательства и не применять силу на земле против наступления радикальной оппозиции.
Фидан в этой связи не раз высоко отзывался о российской дипломатии и политической мудрости президента В.В. Путина. Это означает, что ХТШ* и её лидер Ахмед аш-Шара вряд ли сегодня оказались бы у власти в Дамаске, если бы Москва вмешалась в процесс на стороне их оппонентов (к коим следует отнести не только Башара Асада, но и всех тех, кто не разделяет или не согласен с ХТШ* и Турцией). Соответственно, новые временные (переходные) власти Сирии должны понимать, что с Россией следует считаться, которая при этом выступает за территориальную целостность САР, несмотря на все западные антисирийские санкции оказывала помощь сирийскому народу и готова и далее принять участие в обеспечении безопасности Сирии посредством функционирования тех же военных баз.
Следует отдать должное президенту переходного периода Ахмеду аш-Шара, который в своих публичных выступлениях отмечал важность России, учёт позитивного опыта дружбы двух государств с советских времён и что судьба военных баз РФ в Сирии будет решаться через политический диалог (переговоры). Очевидно, что на мнение аш-Шара повлияли не только (а, быть может, и не столько) его глубокие познания истории и политики, сколько рекомендации турецких коллег и друзей. Но так или иначе все вопросы межгосударственных связей надо обсуждать с действующими властями.
Первый официальный визит российской делегации в Дамаск, каковы перспективы
Михаил Богданов в целом положительно оценил итоги визита и состоявшехся переговоров с президентом Ахмедом аш-Шара и главой МИД Асадом аш-Шибани.
«Данная беседа, отметил М. Богданов, была конструктивной и прагматичной, и обе стороны акцентировали дружественные отношения между двумя странами с момента приобретения Сирией независимости после Второй мировой войны».
В ходе откровенного обсуждения всего комплекса вопросов российско-сирийских отношений на современном переломном этапе было подчеркнуто стремление и впредь выстраивать двустороннее многоплановое сотрудничество на принципах традиционной дружбы и взаимного уважения между Россией и Сирией. При этом с российской стороны была подтверждена неизменная поддержка единства, территориальной целостности и суверенитета САР, а также готовность оказать сирийскому народу необходимую помощь в посткризисном восстановлении страны.
При обмене мнениями по складывающейся ситуации в Сирии и вокруг нее была также акцентирована важность решения самими сирийцами внутренних проблем через налаживание устойчивого политического процесса в рамках инклюзивного диалога с участием всего спектра политсил и этноконфессиональных групп САР.
Российская сторона считает смену правительства в Сирии внутренним вопросом, который не меняет характер отношений между двумя странами. Россия готова оказать необходимую помощь в окончательной стабилизации ситуации в Сирии, в решении социально-экономических проблем и поддерживает внутрисирийское согласие.
Однако данный визит не прояснил вопрос статуса российских военных баз, что, очевидно, потребует более предметного и продолжительного изучения и переговоров.
Вместе с тем, М. Богданов подчеркнул, что «Москва понимает сложную ситуацию в Сирии, сами сирийские власти говорят, что они временные и планируют сформировать переходное правительство в марте следующего года, после месяца Pамадан».
Иными словами, стороны не спешат с окончательными выводами, пока в Дамаске не произойдёт уточнение статуса правящего режима от «переходного» к «постоянному». Ахмеду аш-Шара придётся подтвердить свою легитимность через выборы и получить мандат от всех частей и слоев сирийского общества. Следовательно, как минимум, ещё два месяца у Дамаска остаётся время для изучения данного вопроса.
Распространившиеся в некоторых СМИ и соцсетях мнения, что сирийская сторона обвинила Россию в совершении ошибок на стороне прежнего режима и выдвинула перед Москвой требования принести извинения, выплатить компенсации (чуть ли не репарации) и выдать живого Башара Асада, скорее всего, носят субъективный характер. Языком ультиматумов с Россией лучше не разговаривать, тем более режиму, который сам признаётся в слабости своей армии и преимущественно надеется на внешнюю (турецкую) поддержку. Опыт киевского режима тому очевидный пример.
Интерес России к сохранению своих военных баз в Сирии не скрывается, иначе Москва давно решила бы вопрос их эвакуации и не обсуждала бы тему ведения переговоров. Вместе с тем российское военное присутствие в САР, прежде всего, будет нацелено на оказание помощи тем же действующим властям Сирии в укреплении её обороны и безопасности. Иными словами, Россия, уважая легитимные власти, поддерживает государство, а не отдельно взятую личность (как показал опыт Б. Асада). Что же касается судьбы Б. Асада, то Россия не прогоняет своих гостей (тем более, запросивших о помощи). Да и в Сирии не состоялся суд против того же Асада. Русские не торгуют людьми, у них для этого есть нефть, газа и остальные элементы таблицы Менделеева.
* запрещённая в России организация
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»