Ряд изданий уже подвергли жесткой критике новый иракский законопроект по семейным вопросам, заявив, что он точно ущемит права иракских женщин и детей. О чем этот законопроект и какой эффект он окажет?
Согласно пресс-релизу, опубликованному на официальной странице иракского парламента, от 21 января, Палата представителей Ирака в ходе третьей сессии в рамках первого законодательного срока, четвертого законодательного года пятого избирательного цикла, под председательством д-ра Махмуда аль-Машхадани, спикера совета, проголосовал по трем законам.
За что проголосовали?
Одно из голосований касалось законопроекта о возвращении недвижимости, на который распространяются некоторые решения Совета революционного командования (распущенного), её владельцам, о принятии отдельных решений Совета революционного командования (распущенного) о владении землей, принадлежащей гражданам, и об восстановлении права владельцев и устранении вытекающих из них последствий.
Другое голосование касалось второй поправки к закону об общей амнистии № 27 от 2016 года, представленной Комитетами по правовым вопросам, безопасности, обороне и правам человека. Поправки направлены на предотвращение похищения людей лицами, совершившими террористические акты и организованные преступления, поскольку они представляют большую опасность для жертв, их семей и общества. Они также направлены на реинтеграцию в общество лиц, подпадающих под действие закона об амнистии, после прохождения реабилитации в исправительных учреждениях, что предоставит им возможность жить достойной жизнью.
Однако самым противоречивым было голосование, с которого началась вся сессия, а именно голосование за внесение поправок в Закон о личном статусе № 188 от 1959 года, представленный юридическими комитетами и Комитетом по делам женщин, семьи и детства. Поправка соответствует статье 2 конституции (т.е. недопустимо принимать закон, противоречащий основным положениям ислама) и статье 41 (гарантирующей свободу отдельных лиц придерживаться своего личного статуса в соответствии с их религией, доктринами или убеждениями). Шиитская часть Палаты представителей потребовала внести поправку в Закон о личном статусе, которая позволила бы иракским мусульманам-шиитам применять положения шиизма джафаритского толка к самим себе. Суннитский компонент Палаты, однако, настоял на том, что эта поправка не будет распространяться на иракских мусульман-суннитов.
После ратификации у суннитов и шиитов есть полгода на разработку «правового кодекса», в соответствии с которым будут решаться вопросы личного статуса. Шиитский «кодекс» будет основан на джафаритском мазхабе (одна из школ исламского права).
Судя по всему, поправка была принята без голосования.
Проще говоря, согласно этой поправке, иракские мусульмане-шииты смогут применять религиозные предписания к вопросам личного статуса (включая брак, развод, опеку над детьми, раздел имущества), что означает решение их вне суда. Теперь иракский мужчина и иракская женщина при заключении брачного контракта имеют право выбирать шиитскую или суннитскую доктрину, положения которого применимы во всех вопросах личного статуса. Поправка также позволяет тем, кто ранее не решал применять положения определенной доктрины при заключении брачного контракта, подать заявление в компетентный суд по личному статусу о ретроспективном применении шариата и суд должен будет отреагировать на его запрос.
Почему это спорно?
Основная причина широкого возмущения и критики заключается в том, что многие расценили такое изменение как лишение иракских женщин-шииток их прав. По словам исследователя Хияма Али, такие поправки «узаконивают сектантство», «угрожают индивидуальным свободам» и «ослабляют государственные механизмы».
The Middle East Eye опубликовала комментарий по этому поводу, указав, что нынешние поправки менее экстремальны, чем предыдущие версии законопроекта, которые «прямо разрешали девятилетним детям вступать в законный брак» (ранее минимальный возраст для вступления в брак составлял 18 или 15 лет с согласием законных опекунов и судьи), включал «правила, запрещающие мусульманским мужчинам вступать в брак с не мусульманками, легализацию супружеского изнасилования и запрет женщинам выходить из дома без разрешения мужа».
Тем не менее, критики закона говорят, что он особенно сильно ударит по положению женщины в стране. Коалиция 188, общественный и гражданский альянс, созданный для противодействия изменениям в Законе о личном статусе, регулярно проводила акции протеста по всему Ираку с момента представления первых проектов закона в 2024 году (в том числе в Багдаде, Басре, Киркуке, Сулеймании, Наджафе, Насирии, Дивании, Вавилоне и других городах). На этих акциях протеста многие женщины несли плакаты с надписями «я не служанка», «иракские женщины свободны», «нет бракам с несовершеннолетними девочками» и другими подобными лозунгами. Члены Коалиции отмечают, что изменения нарушают положения Всеобщей декларации прав человека, которую Ирак подписал.
Детские браки в Ираке
Ирак является участником ряда международных договоров с обязательствами, связанными с детьми, например, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин и Конвенции о правах ребенка. Новые поправки почти наверняка приведут к нарушению многих из этих обязательств, а также национального законодательства. Дав религиозным властям шесть месяцев на разработку «правового кодекса», Палата представителей фактически позволила духовенству действовать без контроля с точки зрения общественного мнения и парламентского контроля, тем самым ослабив роль государства.
Детские браки в Ираке уже стали очень распространенным явлением: почти треть девочек выходят замуж в возрасте до 18 лет и около 7% – в возрасте до 15 лет. На это есть разные причины, в том числе то, что присутствие незамужней девушки в доме увеличивает риск внебрачных половых отношений (которые затем навлекут позор на всю семью) и финансовые стимулы (присутствие женщины в доме является финансовым бременем).
Раньше большой проблемой были «неформальные религиозные браки», где религиозные власти заключали брак, когда один из людей (редко оба) были несовершеннолетними. Однако, поскольку такие церемонии не соответствовали закону, они не имели юридического значения, что затем приводило к проблемам с детьми, наследованием и так далее в случае развода, оставляя женщин без какой-либо правовой защиты, а также к общественному позору. Теперь, утверждают сторонники поправок, это больше не будет проблемой. Вместо этого такой брак будет официально зарегистрирован, что, возможно, приведет к статистическому росту числа детских браков.
Критики детских браков, однако, отмечают, что они мешают девочкам получить образование (что приводит к потере дальнейших возможностей трудоустройства) и часто подвергают их физическому и сексуальному насилию. Согласно исследованиям, девочки в возрасте до 15 лет имеют в пять раз больше шансов умереть во время родов, чем полностью развитые (взрослые) женщины. Кроме того, существует высокий риск психологического насилия, особенно учитывая, что мужчина почти всегда старше своей невесты.
Эти разногласия не следует сводить к противостоянию религиозных и нерелигиозных людей — это было бы поверхностным подходом к рассматриваемому вопросу, который игнорирует многочисленные статистические данные о негативных последствиях детских браков, задокументированные во всем мире, что, естественно, настраивает некоторых женщин против этого закона по объективным и нерелигиозным причинам.
Придется подождать и посмотреть, как изменится ситуация после полного внедрения новой поправки и «правовых кодексов».
Ванесса Севидова, магистрант-востоковед в МГИМО МИД России и исследователь проблем Африки и Ближнего Востока