Заключение российско-иранского соглашения о сотрудничестве сроком на 20 лет закладывает основу новым переменам в системе региональных отношений и охватывает комплекс вопросов.
В новейший период истории после распада СССР в отличие от некоторых других стран исламского мира Иран не стал поддерживать тенденции этнического сепаратизма и религиозного экстремизма на Северном Кавказе, не был связан с подрывной деятельностью в ходе гражданского конфликта в Чечне. Идеологический фактор (коммунизм и шиизм) в наших отношениях ушёл в историю, и верх взял прагматизм. Россия помогла Ирану построить первую в их истории АЭС в Бушере. Москва поддержала решение 2015–2016 гг. о частичном снятии санкций с Ирана из-за ядерной программы, и всегда рассматривала право Тегерана развивать мирную атомную повестку.
Россия высоко оценивала прагматизм и рационализм Ирана по обеспечению регионального мира и безопасности на Южном Кавказе и в Центральной Азии. В свою очередь Тегеран выступал в тех же 1990-х гг. против амбициозных планов Запада по внедрению в энергетический бассейн Каспийского моря посредством реализации трубопроводной политики со ставкой на Азербайджан и изменения транзитных маршрутов вывоза стратегического сырья (нефти и газа) в обход России.
Особое место в российско-иранских отношениях занимает тема исключения продвижения НАТО на постсоветский Восток и сохранения военно-политического стабилизирующего участия России на Южном Кавказе и в Центральной Азии. В этой связи именно Москва и Тегеран продолжительное время формировали тандем по сохранению безопасности акватории Каспийского моря от иностранного военного присутствия. В результате продолжительной работы и дипломатии прикаспийских стран в августе 2018 г. удалось достичь общего подхода для подписания известной конвенции в Актау.
С началом СВО на Украине Иран одним из немногих стран поддержал позицию России о недопущении продвижения НАТО на постсоветское пространство и право Москвы защитить свои интересы от угроз Североатлантического блока. В зарубежных СМИ периодически вбрасывается информация о военно-техническом сотрудничестве между РФ и ИРИ, что, по сути, является правом суверенных государств.
Положительным опытом российско-иранского партнёрства является сотрудничество двух стран на Ближнем Востоке, особенно в рамках противодействия силам международного терроризма в Сирии. В частности, российские ВКС и иранский КСИР достаточно эффективно взаимодействовали в САР по нанесению поражения ИГИЛ и Аль-Каиде (запрещённые в РФ террористические организации), а по линии МИД вели достаточно сбалансированные переговоры в рамках астанинской площадки. В этой связи падение режима Башара Асада в Дамаске в декабре 2024 г. оказалось в равной степени неожиданным для Москвы и Тегерана, что внесло значительные изменения в расстановке сил на Ближнем Востоке.
Россия и Иран разделяют трагедию палестинского народа, поддерживают образование независимой Палестины и осуждают агрессивные методы решения палестинского вопроса со стороны Израиля и его западных союзников. Россия выступает за мирное урегулирование конфликта между Израилем и ХАМАС в секторе Газа и осуждает политику этнических чисток в адрес арабского населения Газы.
Россия и Иран достаточно эффективно сотрудничают и в части обеспечения региональной безопасности на Южном Кавказе, где Иран через соседнюю Армению получил возможность развития свободной торговли с организацией ЕАЭС. Москва и Тегеран являются важными участниками площадки «3+3» для обсуждения политических и экономических вопросов развития закавказского региона, где основным принципом выступает исключение внерегионального вмешательства внешних сил.
В условиях новой реальности глобальных перемен и контуров формирования многополярного мира Москва и Тегеран осуждают политику американского гегемонизма. Иран и Россия являются партнёрами и по членству в новых ключевых международных объединениях (в частности, Шанхайской организации и БРИКС).
С учётом системных перемен в мировой экономике и политике формирования международных транспортных коридоров (МТК), связанных с факторами географии и политики, Россия и Иран выступают главными участниками строительства стратегического логистического маршрута «Север – Юг», что позволит оптимизировать трафик товаров и пассажиров с выходом в Персидский залив и Индийский океан.
Между тем, Россия и Иран, оказавшись под натиском жёстких экономических санкций со стороны коллективного Запада, вынуждены адаптироваться к новым реалиям. Тегеран в отличие от других региональных стран (например, той же Турции) практически независим от финансового давления тех же США и не манипулирует в своих торговых связях с Россией угрозой распространения санкций. Москва и Тегеран развивают торговлю с использованием национальных валют и применением собственных финансовых систем платежей.
В совокупности все вышеназванные факторы стимулировали процесс более тесного сотрудничества между нашими странами, что объективно требовало подписания соответствующего комплексного соглашения. Это не означает вовсе, что между Россией и Ираном не могут быть определённые расхождения по отдельным вопросам (например, подходы в отношении запуска Зангезурского коридора и схемы маршрутов МТК «Север – Юг»). Однако подобные противоречия естественны в отношениях суверенных государств, и они не являются конфликтными.
Какие сферы стратегического партнёрства включает всеобъемлющее соглашение между Россией и Ираном?
Многие эксперты склонялись к мнению, что данное соглашение будет подписано на полях саммита БРИКС в Казани осенью 2024 г. Однако формат форума и работа над проектом соглашения, видимо, потребовали некоторого времени. В итоге 17 января в Москве президенты России и Ирана Владимир Путин и Месуд Пезешкиан подписали соглашение о стратегическом партнёрстве, которое закладывает новую эру двустороннего сотрудничества.
Содержание всеобъемлющего соглашения выходит за рамки экономического взаимодействия и охватывает ряд важных сфер (включая транспорт, энергетику, оборону и безопасность), основывается на принципах справедливости и многополярности.
Ключевой частью транспортно-логистического сотрудничества является реализация МТК «Север – Юг», который может включать несколько маршрутов через соседние страны Южного Кавказа и Центральной Азии, а также Каспийское море. Реализация данного масштабного проекта позволит упростить логистику между Европой, Азией и Ближним Востоком, будет способствовать экономическому росту России и Ирана, а также стимулирует развитие торгового оборота между нашими странами. Функционирование МТК «Север – Юг» позитивно скажется и на региональной безопасности в Закавказье и Центральной Азии.
Сотрудничество в области энергетики откроет новые возможности для модернизации иранской нефтегазовой отрасли с участием российских компаний. Москва уже поддержала идею иранской стороны по созданию газового хаба на берегу Персидского залива. Стороны обсуждают возможность реализации проекта по строительству нового газопровода из России в Иран через сухопутную территорию Азербайджана.
По итогам состоявшихся переговоров министр энергетики России Сергей Цивилёв сообщил, что проект газопровода Россия – Иран подписан, и он пройдёт через Азербайджан. Речь идёт о газопроводе с объёмом пропускной мощности в 55 млрд куб м газа.
Таким образом, Москва и Тегеран демонстрируют способность эффективно обходить западные санкции и выстраивать эффективные экономические связи.
Естественно, важной составной частью нового соглашения является российско-иранское партнёрство в области безопасности и обороны. Москва и Тегеран заинтересованы в укреплении взаимодействия в деле противоборства международному терроризму, развитии военно-технического сотрудничества, обмене высокими технологиями в оборонном комплексе.
Изложенное позволяет утверждать, что подписанное всеобъемлющее соглашение между Россией и Ираном будет укреплять двусторонние отношения и станет новым шагом на пути к формированию многополярного мира.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор