Несмотря на обещания новой сирийской администрации, инклюзивный национальный диалог был отложен на неопределённый срок.
Это особенно актуально, учитывая, что ключевые министерства и другие государственные учреждения находятся под контролем представителей «Хайят Тахрир аш-Шам*»(HTS*) — ответвления «Аль-Каиды*». Хотя эта джихадистская организация претерпела серьёзную идеологическую трансформацию, она по-прежнему придерживается ультраконсервативных исламистских взглядов, что может вызывать недовольство у представителей различных религий и этнических групп в Сирии.
Первоначально диалог был запланирован на 4-5 января, но его отложили из-за необходимости дополнительно проработать критерии отбора участников, повестку дня и механизмы организации мероприятий, которые помогут участникам прийти к согласию по основным положениям переходного периода.
В Национальной конференции по диалогу (SNDC) примут участие около 1200-1500 сирийских деятелей, включая не менее 100 представителей от каждой провинции. Помимо представителей административных округов, на конференции будут присутствовать члены различных религиозных и этнических меньшинств. Однако возникли разногласия относительно процесса приглашения, который курирует подготовительный комитет SNDC. Этот комитет, ответственный за определение критериев отбора участников, формирование повестки дня конференции и разработку процедурных механизмов, был сформирован HTS*. Существует опасение, что как и сама HTS*, этот комитет впервые участвует в институционализированной политической деятельности на демократических форумах. В связи с этим, не имея необходимого опыта, они могут выполнять свои обязанности случайным и не всегда обоснованным образом.
Спорные моменты критериев отбора участников
Некоторые из критериев, заявленных комитетом, вызвали разногласия. Чтобы соответствовать установленным требованиям, необходимо иметь подтверждённый опыт политической или революционной борьбы с режимом Асада. Однако комитет не рассматривает возможность приглашения оппозиционных организаций, действующих за пределами страны.
Аргумент в пользу этого решения заключается в том, что приглашение таких организаций поставит вопрос о квотах для представительства. Это, в свою очередь, может привести к проблемам, которые уже долгое время препятствуют прогрессу сирийской оппозиции.
Сирийская оппозиционная коалиция (Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, или SNC), созданная в Катаре вскоре после начала сирийской революции, заявила, что не будет участвовать в SNDC, если приглашения будут направлены отдельным членам коалиции, а не как представителям организации.
Сторонники правления HTS* утверждают, что SNC не сыграла существенной роли в свержении режима, чтобы иметь право на представительство как организация. В отличие от них, Командование военных операций (КВО*) будет представлено официально, поскольку оно являлось основным органом, активно сражавшимся против прежнего режима.
SNDC, по-видимому, произвольно определила критерии, связанные с инструментами смены режима. Многие политические структуры активно выступали против режима, даже если они не были на передовой в решающий момент.
Также высказывалось мнение, что приглашение политических объединений превратит национальный диалог в дискуссию об их революционных достижениях и роли на политической арене Сирии. Кроме того, в отсутствие свободных и прозрачных выборов невозможно определить, какое политическое объединение пользуется наибольшей поддержкой населения и имеет право на наибольшее количество мест в SNDC.
Некоторые аналитики размышляют о том, как можно было бы представить многочисленную алавитскую общину Сирии в процессе национального примирения и выработки нового общественного договора, который не будет ущемлять их права.
Если основным критерием для участия в национальном диалоге станет оппозиция режиму, то как будут учтены те, кто занимал нейтральную позицию или не выступал открыто против режима из-за страха перед репрессиями?
Подготовительный комитет SNDC объявил, что на конференции будут представлены различные группы, включая молодёжь, женщин, бывших политических заключённых и активистов. Однако пока неясно, будут ли приглашены на диалог офицеры, которые покинули Сирийскую арабскую армию (САА), индивидуально, или в составе группы.
Кажется, что эти бывшие военнослужащие САА сейчас чувствуют себя несколько маргинализированными, так как руководство СAА исключило их из состава временной администрации и процесса формирования новой сирийской армии. С другой стороны, иностранные боевики, участвующие в рядах HTS*, были предоставлены должности в новой военной иерархии, что свидетельствует о том, что при распределении должностей учитывается не только национальность и активная роль в военных операциях по свержению прежнего режима.
Критика повестки конференции
Другие комментаторы считают, что предложенная подготовительным комитетом повестка дня конференции слишком упрощена, особенно учитывая множество вопросов, которые необходимо решить.
Участие 1500 человек в течение двух дней само по себе не гарантирует, что сирийцы услышат их мнение о форме и содержании переходного процесса. Необходимо разработать процедуры, правила ведения заседаний и другие механизмы, которые будут способствовать содержательному диалогу. Кроме того, нужно организовать упорядоченную презентацию, обсуждение и принятие документов, содержащих позиции и предложения, подготовленные политическими и конституционными экспертами.
Повестка дня конференции будет включать множество тем, в том числе приостановление действующей конституции и обнародование конституционной декларации, которая заменит её на переходный период. Также будет запущен механизм избрания учредительного собрания для разработки постоянной конституции, которая будет вынесена на референдум.
Кроме того, в предлагаемой повестке дня есть следующие пункты:
- Роспуск действующего парламента.
- Создание прозрачного механизма для формирования консультативных комитетов, которые будут оказывать помощь временному правительству в течение оставшихся двух месяцев его срока — до 1 марта — или содействовать следующему переходному правительству.
- Формирование более представительного переходного правительства, которое заменит нынешнее временное правительство, представляющее лишь узкий спектр крайне правых и обладающее ограниченным политическим опытом и проницательностью. Это переходное правительство будет управлять страной до проведения всеобщих выборов.
Многие эксперты стали более настороженно относиться к заявлениям Аль-Шараа о проведении выборов через четыре года и принятии постоянной конституции в течение трёх лет. Они задаются вопросом, не планирует ли он захватить власть в этот период и установить авторитарный режим, подобный тому, который был создан Хафезом аль-Асадом в 1970-х годах. Такой режим также опирается на сеть альянсов, которые естественным образом связывают власть с бизнесом. Эти альянсы формируются через духовных лидеров сект меньшинств, исламских правоведов, торговцев и бизнес-магнатов.
С другой стороны, решение подготовительного комитета отложить SNDC можно рассматривать как попытку ответить на критику и уделить время формулированию правил и критериев, которые дадут сирийцам уверенность в том, что диалог будет по-настоящему репрезентативным для их общества. До тех пор, пока комитет не опубликует прозрачный и справедливый процесс отбора участников, а также более подробную и реалистичную повестку и правила проведения конференции, споры о её эффективности будут продолжаться.
*-запрещённые в России организации
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, эксперт по странам Арабского мира