История минувшего столетия свидетельствует, что малой нефти не бывает, ибо нефть всегда выступает геополитическим фактором. ХХ в. знает немало случаев, когда нефть становилась причиной новых конфликтов. И сегодня нефть продолжает оставаться исключительно геополитическим фактором в противостоянии сторон, из-за которой могут возгореться с новой силой малые и большие войны.
Иран входит в число немногочисленных государств, владеющих большими запасами нефти. С 13,5% мировых запасов нефти Иран занимает третье место в списке основных нефтеносных государств. Крупнейшими месторождениями иранской нефти являются Ахваз, Марун, Агаджари, Гачсаран, Карандж, Бангестан, Доруд, Салман, Абузар, Сирри, Соруш и др. Причем иранские нефтяные месторождения располагаются как на суше, так и на шельфе. Из-за санкций США после исламской революции 1979 г., Иран не мог по объективным причинам увеличить добычу нефти и экспортировать ее на мировые рынки, что значительно подрывало конкурентные возможности ИРИ в сравнении с другими нефтяными странами (той же Венесуэлой, Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и т.д.).
Однако Иран сегодня налаживает конструктивные отношения с Китаем и Индией, чьи растущие производственные возможности нуждаются в новых объемах нефти. Как известно, Пекин в марте 2021 г. подписал с Тегераном соглашение об инвестировании иранской экономики на крупнейшую сумму (более 450 млрд долл. США) в течение 25 лет. Часть этих средств планируется направить на технологическую модернизацию иранской нефтегазовой отрасли, а также на развитие современных энергетических и коммуникационных инфраструктур. Это означает, что Китай фактически прорвал многолетнюю экономическую изоляцию ИРИ, ибо, согласно названному соглашению, будет получать по выгодным ценам иранскую нефть.
КНР проводит системную дипломатию, сочетая экономические проекты с политическими и укреплением региональной безопасности. В случае с Ираном, как мы видим, Пекин добился восстановления дипломатических отношений между Тегераном и Эр-Риядом (посольства которых уже возобновили свою деятельность). Соответственно, Китай подобным дипломатическим успехом восстанавливает ирано-арабские отношения в стратегическом важном регионе Ближнего Востока, а также в зонах Персидского и Оманского заливов, представляющих приоритетное значение в мировой торговле и вопросах безопасности. Данные политические решения позволяют тому же Пекину рассчитывать на выгодный импорт той же нефти из Ирана и стран арабских монархий Персидского залива.
Именно названные политико-дипломатические и экономические прорывы в китайско-ирано-арабских отношениях наносят существенный ущерб региональной стратегии США по установлению собственной монополии и диктата на Ближнем Востоке, позволяют сегодня президенту ИРИ Ибрагиму Раиси публично требовать вывода американских войск из региона.
Однако Вашингтон и действующий режим в Израиле во главе с Б. Нетаньяху пока что пытаются составить конкуренцию сложившемуся тандему между Пекином, Москвой, Тегераном и Эр-Риядом. США стараются возможностями своего 5-го флота ВМС, в зону ответственности которого входит западная часть Индийского океана и Персидский залив с центром базирования в Бахрейне (Манама), предпринять меры блокирования нефтяной торговли между Ираном и Китаем.
Так, в апреле с.г. США задержали в Оманском заливе судно Suez Rajan с иранской нефтью и перенаправили его с первоначального курса на Китай в Соединенные Штаты, расценив это как нарушение со стороны Тегерана режима санкций по торговле нефтью. В реальности же, данная акция американской стороны стала проявлением морского пиратства. Тогда иранские ВМС не смогли блокировать действия американского флота в зоне Ормузского пролива и Оманского залива.
Спустя непродолжительное время Иран предпринял ответные меры в адрес США в зоне Ормузском проливе. В частности, 27 апреля военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) был захвачен нефтяной танкер Advantage Sweet под флагом Маршалловых Островов, принадлежащий США, который загрузился нефтью в Саудовской Аравии и Кувейте.
Настоящий груз был застрахован американской компанией «Chevron Corp». При этом иранцы дождались полной загрузки судна и перевода американцами денег арабам, а потом провели задержание. Несмотря на то, что данный танкер был зарегистрирован в Китае и сохранял надежды США на безболезненное путешествие в зоне Ормузского пролива и Оманского залива, иранцы арестовали его. Последнее говорит о том, что Тегеран имел предварительную информацию по каналам сотрудничества с китайской и саудовской сторонами по части индекса страхования судна, его загрузки и перевода денег. Британская газета «Financial Times» посчитала данную акцию ВМС Ирана ответной реакцией за задержание чуть ранее иранской нефти силами США.
Командующий 5-м флотом ВМС США вице-адмирал Чарльз Купер не смог предпринять действенных мер против ВМС КСИР и признал свою слабость. Иран же, пользующийся поддержкой Китая, России и Саудовской Аравии, подобным шагом демонстрирует силу и начало избирательной блокировки нефтяных танкеров западных стран. Соответственно, борьба за энергоресурсы и транзитные коммуникации на суше и на море вновь приобретают конфликтный характер. Запад может лишиться значительных объемов энергоресурсов. Например, стратегические запасы нефти в США составляют минимум с 1983 г. (от 640 млн баррелей в запасе они спустились к отметке 460 млн баррелей).
Ормузский пролив при этом, наряду с Персидским и Оманским заливами, Босфорским проливом, Суэцким и Панамским каналами является важнейшей энергетической коммуникацией, через который в постоянном режиме проходит нефтяной и торговый флот, перевозящий нефть из самого богатого энергетического ближневосточного региона мира. Если же Ормузский пролив будет блокирован силами ВМС региональных государств, то на Западе может наступить ощутимый экономический кризис и дефицит энергоресурсов.
США допустили в публичное пространство информацию о маршрутировании в зону Оманского залива атомной подводной лодки, что стало неким ответом на примирение Ирана и Саудовской Аравии под протекцией Китая. Однако американская лодка не смогла оставаться незамеченной при попытке пересечения Ормузского пролива, она была выявлена иранской подводной лодкой «Фатех» и вынуждена была всплыть на поверхность с последующим удалением.
Иран и Саудовская Аравия не против продажи и экспорта своей нефти странам Запада (включая США и Великобритании). Однако Тегеран и Эр-Рияд против страхования и транзита своей нефти подконтрольными Вашингтону и Лондону компаниями. Соответственно, Иран предлагает сделки по продаже, страхованию и транзиту производить тем же западным партнерам в Тегеране и Эр-Рияде, либо в Пекине и Москве. Подобный ход иранской стороны сокращает англосаксонское влияние в регионе, во всяком случае лишает их монополии и требует уважения интересов нефтеносных стран и их партнеров.
Начнется ли вслед за «танкерной войной» в Ормузском проливе новая морская битва за контроль энергоресурсов стран ближневосточного региона – покажет время. Но времена меняются и в этой зоне формируется новый союз с участием Ирана, КСА, других арабских монархий и ключевых ядерных держав в лице России и Китая. Кто знает может спустя непродолжительное время прагматичный Израиль сделает выбор в пользу мира и торговли, повторив опыт Иран и Саудовской Аравии при протекции Китая? Все течет и все меняется.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»