EN|FR|RU
Социальные сети:

Судан нормализирует отношения с Израилем, удастся ли?

Виктор Михин, 28 февраля

Министерство иностранных дел Судана заявило, что Хартум укрепляет каналы связи с Тель-Авивом в рамках подготовки к полной нормализации отношений. Заявление было сделано после визита министра иностранных дел Израиля Эли Коэна в Судан в феврале этого года для встречи с председателем Совета по суверенитету и другими суданскими официальными лицами.

Представитель правящего органа Судана, Совета по суверенитету, заявил, что переговоры направлены на установление «плодотворных отношений с Израилем» и укрепление сотрудничества в различных секторах, включая безопасность и военное дело. Суданские лидеры также говорили о необходимости достижения «стабильности между Израилем и палестинским народом», согласно заявлению Совета, в котором не упоминалось о полноценных дипломатических отношениях или открытии посольств в каждой стране. Но три суданских военных чиновника сообщили Associated Press, что поездка министра иностранных дел Израиля Эли Коэна «ознаменовала прогресс в вопросе нормализации».

Эли Коэн, первый министр иностранных дел Израиля, посетивший Судан с официальным визитом, также встретился со своим суданским коллегой Али ас-Садиком. Израиль и Судан договорились работать над «мирным соглашением», сказал Коэн в аэропорту Тель-Авива по возвращении из Хартума. «Я рад объявить, что во время визита мы договорились подписать мирное соглашение между Суданом и Израилем после того, как в Хартуме будет установлено гражданское правительство».

Следует напомнить, что в 2020 году Судан подписал соглашение о нормализации отношений с Израилем, присоединившись к Марокко, Бахрейну и Объединенным Арабским Эмиратам в рамках «Соглашений Авраама» при посредничестве США для установления полноценных дипломатических отношений. Однако с Суданом процесс застопорился из-за широкой народной оппозиции в стране. Затем, в результате военного переворота в октябре 2021 года прежнее суданское правительство было свергнуто, что нарушило хрупкий демократический переход африканской страны к новым формам правления. Тем не менее, между израильскими и суданскими военными и представителями разведки продолжаются закулисные переговоры, как  сообщило Associated Press со ссылкой на одного из трех военных чиновников, не предоставив дополнительных подробностей. В начале 2022 года главнокомандующий суданской армией Абдель Фаттах Бурхан публично выступил в защиту прошлых встреч между израильскими и суданскими официальными лицами, заявив, что обмен разведданными якобы помог привести к арестам подозреваемых боевиков в Судане.

Немедленных комментариев от официальных лиц Израиля не поступало. Однако премьер-министр Биньямин Нетаньяху намекнул, что что-то готовится, прежде чем вылететь во Францию. «Мы продолжаем расширять круг мира», — сказал он, отметив, что Чад, который граничит с Суданом, открыл свое посольство в Израиле ранее в тот же день. «Мы продолжим расширять и углублять круг мира с дополнительными странами, как ближними, так и дальними», — добавил Нетаньяху, который вернулся к власти в декабре. Во время его предыдущего 12-летнего срока на посту премьер-министра его правительство сделало приоритетом налаживание связей с ранее враждебными Израилю странами Африки и Арабского мира.

Хотя Судан не обладает влиянием или богатством арабских стран Персидского залива, сделка с африканской страной, даже несмотря на то, что она погрязла в глубоком политическом и экономическом кризисе, имела бы большое значение для Израиля. Судан когда-то был одним из самых яростных критиков Израиля в арабском мире, а в 1993 году США даже объявили его государством-спонсором терроризма. Администрация Трампа исключила Судан из этого списка в 2020 году, что должно было помочь стране возродить свою пострадавшую экономику и покончить с ее статусом изгоя, а также послужить стимулом для нормализации отношений с Израилем.

Но вместе с тем, даже постепенный шаг Хартума к нормализации отношений с Тель-Авивом вызвал «широкое недовольство и гнев» в Судане. В ряде заявлений, сделанных широким кругом суданских политиков, местных комитетов сопротивления, суданских и арабских активистов, подчеркивается, что ни один шаг Совета по суверенитету в направлении нормализации отношений с Израилем не является «обязательным для суданского народа».

«Правящая власть в Судане изо всех сил пытается получить иностранную поддержку, даже если она исходит от дьявола. Но это не выражает воли и желания суданского народа», — считает Аль-Валид Али, представитель Суданской ассоциации профессионалов (SPA). Комитеты сопротивления осудили “соглашение о нормализации” с Израилем как “унижение», добавив: «Оно полностью отделено от ценностей и истории суданского народа в противовес попыткам узаконить [израильскую] оккупацию и ее террористическую практику”.  Кроме того, 28 политических партий, блоков и организаций подписали хартию о создании Народных сил сопротивления нормализации. Среди подписантов — Партия Народного конгресса, движение «Реформируй сейчас», партия «Форум справедливого мира», Независимое молодежное собрание и Организация суданских улемов.

Несмотря на столь значительное противодействие, все же был достигнут заметный прогресс в направлении нормализации. Сближение между Хартумом и Тель-Авивом началось около трех лет назад. Первой важной вехой стала встреча между генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, председателем Совета по суверенитету, и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Энтеббе (Уганда) в феврале 2020 года. Почти год спустя, в январе 2021 года, министр юстиции в правительстве премьер-министра Абдаллы Хамдока подписал так называемые «Соглашения Авраама» с гостившим у него министром финансов США. Документ носил в значительной степени символический характер и указывал на намерения Судана продвигаться вперед по пути нормализации. В апреле 2021 года правительство, поддавшись давлению со стороны Совета по суверенитету, приняло закон об отмене закона 1958 года, призывающего к бойкоту Израиля. Закон запрещает любые политические, коммерческие и другие формы контактов с израильским государством, а нарушения наказываются тюремным заключением на срок до десяти лет, штрафом и конфискацией активов.

Если несколько лет назад официальные переговоры смогли преодолеть «заморозку» в отношениях между Хартумом и Тель-Авивом, то они не добились прорыва в суданском общественном мнении или позитивном  восприятии Израиля. На самом деле, если уж на то пошло, отношение суданской общественности к Израилю даже ужесточилось в ответ на практику израильской оккупации. В связи с недавним убийством оккупационными силами десяти палестинских мирных жителей в Дженине, расистскими антипалестинскими заявлениями министра внутренних дел Израиля Бен-Гвира, штурмом израильскими поселенцами мечети Аль-Акса и другими актами жестокости и провокаций, возмущение в Судане, как и во всем мире, растет. Как будто для того, чтобы увековечить цикл насилия, порождающий насилие, Израиль усилил и расширил свои нападения на палестинцев в отместку за недавние взрывы палестинских смертников.

Стремясь к более тесным отношениям с Израилем, власти Судана надеются достичь ряда целей. Прежде всего, они понимают, что возрождение и развитие кризиса, от которого страдает суданская экономика, в какой-то степени зависит от улучшения отношений с Израилем. По их мнению он обладает международным влиянием, чтобы помочь снять санкции ООН, выделить помощь в целях развития и стимулировать прямые иностранные инвестиции. Они также считают, что установление отношений с Израилем ослабит давление со стороны США в определенных спорных областях. Тель-Авив мог бы помочь убедить Вашингтон поддержать отмену международных санкций, а также отменить санкции, которые сами США ввели в отношении Хартума, и возродить американо-суданское партнерство в области развития, инвестиций и торговли.

Во время своего недавнего визита в Израиль в январе государственный секретарь США Энтони Блинкен объявил, что Судан вскоре присоединится к ОАЭ, Бахрейну и Марокко в подписании «Соглашений Авраама». Он сказал, что его правительство надеется на дальнейшее расширение масштабов нормализации отношений между Израилем и другими странами региона, если в конце концов буду урегулированы судано-израильские взаимоотношения. Суданские власти надеются и пытаются воспользоваться этим желанием Вашингтона. На Африканском континенте Хартум считает, что Израиль мог бы помочь в решении проблем с некоторыми региональными державами. Например, израильтяне имеют значительное влияние в Аддис-Абебе и могут сыграть свою роль в снижении напряженности в отношениях между Суданом и Эфиопией из-за пограничных споров.

Израиль, со своей стороны, стремится усилить свое влияние в Африке, и Судан может служить важными воротами для достижения этой цели. Тегеран недавно воспользовался уходом Франции из ряда западноафриканских стран, чтобы расширить там свое влияние. Тель-Авив воспринимает это как угрозу своим интересам и намерен противостоять ей. Нормализация отношений с арабскими и исламскими странами будет способствовать достижению этой цели, и могут быть достигнуты дальнейшие успехи в расширении масштабов процесса, который, по мнению Израиля, снизит интенсивность критики израильских действий в отношении палестинцев и, возможно, улучшит имидж Израиля в регионе.

Очевидно, суданские власти, особенно Совет по суверенитету, считают, что смогут переждать бурю народного гнева, если продолжат подписывать «Соглашения Авраама». Конечно, они должны верить, что прагматические соображения должны преобладать на фоне нестабильных внутренних, региональных и международных обстоятельств и в то время, когда положение в суданской экономике становится все хуже и хуже. Еще неизвестно, сможет ли Хартум использовать улучшение отношений с Израилем в свою пользу в борьбе с региональными и международными противниками Судана.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Внутрипартийный раскол в НФОТ: текущее положение дел, ч.2
ООН-79: Бесконечные кризисы Вашингтона или многополярный мир и развитие?
Большая игра на Африканском Роге продолжается. Часть 1: Движущие мотивы турецкого посредничества
Речь Эммануэля Макрона в ООН: дымовая завеса для сокрытия колониального наследия Франции в Африке
Внутрипартийный раскол в НФОТ: история партии, ч.1