По итогам развала СССР США рассматривают свою роль в статусе глобального мирового лидера. В отношениях же со своими союзниками по НАТО Вашингтон тем более продолжает прежний курс флагмана, не терпящего никакие отклонения своих сателлитов от стратегии Белого дома.
И в годы «холодной войны» США исключали всякие послабления правящих режимов в странах НАТО в пользу левого движения и просоветских настроений. Для этого ЦРУ выступало важным инструментарием для надзора и контроля политической ситуации в Европе и Турции, а всякие (прямые и косвенные) признаки перемен карались в рамках тех же операций «Гладио».
В современный период Соединенные Штаты, признавая стратегическую важность географического положения Турции и ее членства в НАТО, тем не менее, сохраняют высокую напряженную реакцию на независимый курс президента Р. Эрдогана. Проблемный характер американо-турецких отношений за последние два десятилетия правления Партии справедливости и развития (ПСР) связан с двумя противоречиями:
1) нацеленностью президента Эрдогана на возрождение имперского статуса Турции в рамках доктрин неоосманизма и неопантуранизма;
2) эффективным турецко-российским многовекторным сотрудничеством (включая такие сферы, как экономика, политика, атомная энергетика, военная безопасность, коммуникации).
Учитывая же военно-политическое обострение российско-украинских отношений и санкционную войну США против России, Америка крайне ревностно подходит к продолжающейся самостоятельности президента Эрдогана в части сохранения партнерских связей с Москвой, активного посредничества турецкой дипломатии в урегулировании российско-украинских отношений, усеченного участия Турции в санкционном давлении Запада на РФ.
С октября 2022 г. для администрации Джозефа Байдена появилась новая «головная боль», связанная с предложением президента В.В. Путина создать в Турции газовый хаб. Реализация данного проекта позволит сформировать новую площадку для образования цены на природный газ без влияния политических факторов и рисков (включая для поставок в страны ЕС при их заинтересованности).
Настоящая инициатива России стала возможной после подрыва русского газопровода «Северный поток» Западом, а также благодаря высокой надежности Турции в качестве транзитера российского газа в Европу (последнее является следствием твердой позиции президента Р. Эрдогана по строительству того же газопровода «Турецкий поток»).
Американский журналист Сеймур Херш провел независимое расследование по факту диверсии на газопроводе «Северный поток». В своем интервью «Berliner Zeitung» он утверждает, что США были недовольны политикой Германии по сотрудничеству с Россией в сфере энергетики и ввода в эксплуатацию газопроводов «Севернный поток – 1» и «Северный поток – 2». Именно поэтому президент Дж. Байден дал команду своим спецслужбам провести диверсии на данных коммуникациях в преддверии вероятного начала СВО ВС России на Украине.
Америке казалось, что таким образом ей удастся исключить всякий вариант экспорта российского газа в Европу. Однако остается южный (турецкий) маршрут транспортировки и независимая прагматичная политика г-на Эрдогана. Соответственно, русско-турецкий проект газового хаба стал новым объектом повышенного внимания США, ибо он может компенсировать объемы трафика газа по «Северному потоку» (во всяком случае, изначально так и предполагается).
Осенью 2022 г. в Турцию стали приезжать ответственные представители американской администрации с целью оказания давления на Анкару в плане соблюдения режима санкций против России. В этом списке особо выделяется визит американской делегации во главе с помощником министра финансов США по вопросам контроля финансирования терроризма и финансовых преступлений Элизабет Розенберг. Тогда Вашингтон фактически запретил крупным турецким банкам сотрудничество с российской платежной системой «МИР» и пригрозил им санкциями. В итоге все пять турецких банков (в частности, «Ziraat Bank», «Vakifbank», «Halkbank», «Isbank» и «Denizbank»), согласившиеся в августе 2022 г. на использование системы «МИР» через месяц вынуждены были отказаться от обслуживания российской карты.
США выступают теперь против создания газового хаба, ибо поощряют своих союзников (особенно по блоку НАТО) к снижению энергозависимости от России и, как отмечает представитель Госдепартамента США В. Патель, исключают всякую возможность появления «безопасного убежища для незаконного российского имущества и сделок». Подобный курс, по мнению США, позволит якобы оказать выгодное воздействие на смену позиции России в конфликтной ситуации с Украиной.
Однако президент Р. Эрдоган, объективно оценивая преимущества от развития экономического (включая энергетического) сотрудничества с Россией, вне зависимости от гнева США одобрил российский проект строительства газового хаба. Турция становится все более важным партнером России, ибо санкции Запада закрывают пути для торговли, инвестиций и путешествий в ту же Европу. Россия может предоставить Турции серьезные дивиденды от продажи газа, соответствующие скидки для турецкого рынка, увеличение транзита товаров в третьи страны. Более того, Турция, получая российский газовый хаб и принимая участие в реэкспорте газа, становится важным связующим энергетическим регионом и приобретает ключевое влияние на экономику самой Европы.
В ситуации с тяжелым землетрясением в юго-восточных провинциях Турции некоторые иностранные эксперты стали отмечать, что газовый хаб в Восточной Фракии может быть отложен в силу очевидных финансовых проблем для турецкой экономики и даже якобы имел место подрыв части трубопроводной коммуникации по дну Черного моря. Следует отметить, что сооружение газопровода и соответствующей инфраструктуры в Турции для того же газового хаба преимущественно осуществляется за российский счет, поэтому турецкий финансово-экономический кризис здесь не станет препятствием. Вряд ли землетрясение на юго-востоке и средиземноморском побережье способно подорвать трубопроводные коммуникации на северо-западе в черноморском бассейне. Однако никто не может гарантировать исключение рецидива истории подрыва российских газопроводов «Северный поток» на Балтике в турецкой части газопроводов в Черном море.
Судя же по тому, как турецкие министры (в частности, Сулейман Сойлу и Мёвлют Чавушоглу) негативно оценили действия США и ряда стран ЕС (той же Франции, Германии, Швеции, Голландии, Дании и т.д.) по приостановлению деятельности своих диппредставительств на территории Турции накануне землетрясения (якобы из-за угроз крупного террористического акта), можно предположить об очередных конвульсиях американской дипломатии с целью подрыва продуктивного роста турецко-российских отношений.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».