Любые катастрофические явления оказывают безусловное влияние на экономическую и социальную ситуацию в подвергшейся стране и регионе. Поэтому вполне очевидно, что и произошедшее катастрофическое землетрясение в Турции будет иметь свои последствия в этой стране, которая готовилась к проведению в мае президентских и парламентских выборов.
Как уже сейчас говорят турецкие эксперты, для устранения понесенного ущерба Турции понадобится не менее $4 миллиардов, что для страны, переживающей и без того серьезный экономический кризис, а также годовую инфляцию выше 57%, будет весьма серьезным финансовым бременем. Уже несколько лет турецкая экономика находится в тяжелом положении: помимо высокой инфляции существует дефицит бюджета и счетов текущих операций, произошла девальвация лиры. В 2023 году Турция рассчитывала добиться значительного восстановления экономики, и ряд экспертов даже закладывали более высокие темпы роста турецкого ВВП, что теперь уже становится нереальным…
Да, в отличие от соседней Сирии, также серьезно пострадавшей от этого природного катаклизма, Турция может рассчитывать на значительную помощь Запада и международных финансовых структур. Однако эта помощь не покроет все финансовые потери Анкары. И здесь на выручку турецким властям нельзя исключать прихода не только России, но и Китая, что, в свою очередь, повлечет за собой коррекцию политического курса Анкары. Но этого, в свою очередь явно не хотели бы допустить в США и НАТО, где в последнее время уже раздавались за российские симпатии турецкого лидера весьма критические высказывания в адрес президента Турции. И даже отмечались явные попытки Вашингтона добиться смены руководства страны, не допустить переизбрания «стремящегося к независимости от США Эрдогана».
Поэтому уже ближайшие дни должны будут показать обострение политической борьбы, как в самой Турции, так и вокруг нее, чем могут воспользоваться противники Эрдогана.
По крайней мере, уже сегодня понятно, что «шестиголовый оппозиционный дракон» Турции будет стремиться реализовать ранее задекларированную им к выборам свою программу, где, в частности, в одном из пунктов указывались действия против России: проведение аудита АЭС «Аккую» в поисках неких «прав и обязанностей вне соглашения», то есть обещание ревизии подписанных договоренностей. Однако возможность возникновения в этом случае новых условий, в которых строительство АЭС будет приостановлено, поскольку окажется невыгодным российской стороне, вряд ли будет поддержана самими турками, так как именно этот проект направлен на энергетическую безопасность Турции и особенно выгоден сегодня этой стране, находящейся после землетрясения в еще более худшей ситуации. В целом же, программа турецкой оппозиции еще до катастрофических событий последних дней вызывала у наблюдателей впечатление какой-то идейной беспомощности. Оппозиция не учитывала существующие реалии, была разрозненной, из-за чего она даже ранее не представляла серьезной угрозы для Эрдогана и его партии.
Что же касается возможной активизации антиэрдогановских сил Запада, то они, безусловно, будут предпринимать соответствующие их планам действия, однако их возможности с каждым днем все более сокращаются. И это вполне объяснимо, ведь в горестные времена в любой стране народ сплачивается все больше вокруг действующей власти, не только поддерживая ее, но и надеясь именно на нее, как на главную действенную защиту от постигших бед.
А беды сегодня для Турции только растут. Число жертв увеличивается с каждым новым информационным сообщением властей и уже говорят о почти 20 тысячах погибших и более 80 тысячах пострадавших. Разрушены города, жилые дома, инфраструктура во многих районах. На этом фоне турецкий лидер и его правительство демонстрируют должную собранность, используют не только внутренние силы и резервы для уменьшения потерь от постигшей катастрофы, но и задействуют все возможности от использования проводившейся в последние годы политики добрососедства, расширения многовекторности внешней политики.
Многотысячное население особенно пострадавших от землетрясения восточных районов страны, которое ранее не проявляло своих симпатий Эрдогану, сегодня с признательностью и должной благодарностью оценивает усилия турецкого лидера по борьбе с последствиями стихии, тем самым явно пополняя стан его союзников накануне выборов. При этом приверженцев критического отношения США и их западных союзников к Эрдогану становится объективно все меньше, а рост антиамериканских настроений только растет. Чему, безусловно, послужило недавнее раздувание США и Западом истерии и критики в якобы бездеятельности турецких нынешних властей перед ростом угрозы терроризма в стране, демонстративное закрытие ряда западных консульств в Стамбуле. А также развязанная в последние недели на Западе волна исламофобии с сожжением корана, вынесение замглавы Минфина США по вопросам терроризма и финансовой разведки Брайан Нельсоном предупреждения Турции о риске санкций за торговое сотрудничество с Россией.
На этом фоне населением страны была выражена откровенная поддержка требования министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу послу США в Анкаре «убрать грязные руки» от страны. По словам Сойлу, американский дипломат пытается «взбудоражить» Турцию, собирает других послов и пытается дать им совет по проведению враждебных действий и пропаганды в отношении действующей турецкой власти. Поэтому не удивительно появление в Турции разговоров о том, что к постигшей страну и ряд других государств катастрофе может быть причастно «иностранное» геофизическое оружие, особенно с учетом того, что этот катаклизм пришелся по горячим точкам с этническими или военными конфликтами. При этом припоминается, что тектоническим оружием занимались еще во времена холодной войны в США, где в рамках проекта HAARP была разработана программа исследования ионосферного рассеяния высокочастотных радиоволн и создан мощный излучатель. Он был способен отправлять в ионосферу высокомощные ионные пучки, которые, отражаясь от стратосферных слоев, ударяли в нужный район на земной поверхности, вызывая ее перегрев. Несмотря на труднодоказуемость таких предположений о причастности к разразившимся землетрясениям военных США, тем не менее они выглядят более убедительными, нежели потрясание в недавнем прошлом непонятной пробиркой госсекретарем США Пауэлом с трибуны ООН.
Согласно турецкому законодательству, предстоящие президентские и парламентские выборы должны быть проведены не позднее июня. В создавшейся весьма сложной ситуации после землетрясения, их могли бы отложить, однако лишь при условии того, что правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) сумеет договориться об этом с оппозицией и внесет в турецкую конституцию соответствующую поправку. Однако руководство страны пока придерживается мнения, что этого делать не стоит, и после объявленного трехмесячного чрезвычайного положения в десяти провинциях страны выборы могут быть проведены 14 мая, как это было задекларировано ранее. И действующий президент Турции, вместе с ПСР, имеют на них все шансы на победу, несмотря на отдельные потуги Запада и управляемой им оппозиции помешать этому.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».