События на Украине 2022 года, вместе с вызванным ими международно-политическим резонансом, поставили Монголию перед необходимостью обозначить свою позицию по резко обострившемуся кризису. Позиция этой страны представляется чувствительной и для РФ, и для сил, противостоящих ей на Украине. В частности, для России мнение монголов важно в силу значимости партнёрских и добрососедских отношений, а для представителей «антироссийского лагеря» — в силу желания увидеть Монголию в образе «начинающей демократии» и «партнёра стран Запада», созданном ими для неё.
Поэтому необходимо отметить, что, прежде всего, государственная позиция Монголии является производной от ключевой внешнеполитической задачи страны, последовательно зафиксированной в концепциях внешней политики государства (в частности, в концепциях 1994 и 2011 годов). Она заключается в поддержании максимально добрососедских и партнёрских отношений с Россией и Китаем — двумя непосредственными соседями, при укреплении и углублении связей со странами Запада, которые в этой связи упоминаются под уникальным монгольским термином «третий сосед». Подобное поведение страны во внешней политике попадает под существующий в западных школах теории международных отношений концепт «балансирования малой державы», и призвано минимизировать то давление, которое на неё может оказать любой из трёх центров силы. Именно логикой «балансирования» свою нейтрально-благожелательную позицию по кризису объясняют высокопоставленные монгольские чиновники.
Применительно к позиции Монголии по украинскому кризису, «поддержание баланса» выглядит следующим образом: Монголия воздерживается от голосования по резолюциям ООН, осуждающим РФ, и выражает свои надежды на мирное урегулирование конфликта, избегая оценочных суждений, равно как и поиска «правых» или «виновных».
В частности, Монголия воздержалась от голосования по всем «антироссийским» резолюциям, включая резолюции A/RES/ES-11/1 «Агрессия против Украины» (2 марта 2022), A/RES/ES-11/2 «Гуманитарные последствия агрессии против Украины» (24 марта 2022), A/RES/ES-11/3 «Приостановление членства России в Совете ООН по правам человека» (7 апреля 2022), A/RES/ES-11/4 «Территориальная целостность Украины: защита принципов, закреплённых в Уставе ООН» (12 октября 2022), а также резолюцию A/RES/ES-11/5 «Обеспечение возмещения ущерба и репараций за агрессию против Украины» (14 ноября 2022). При этом 15 декабря Монголия проголосовала «за» принятие Резолюции ГА ООН по борьбе с героизацией нацизма, внесённой РФ в том числе в контексте украинского кризиса. Своё «воздержание» монгольские представители в ООН объясняют российской стороне – нежеланием идти наперерез мнению международной общественности, а Украине и поддерживающим её государствам – важностью добрососедских отношений с РФ.
В результате подобных мер, Монголия сумела остаться в числе тех стран, которые не попали под критику стран «Запада», при этом не осудив российские действия ни разу.
Однако в этой схеме монгольские политики оставляют некоторое пространство для политического манёвра. Так, несмотря на позицию «благожелательного нейтралитета в адрес всех сторон конфликта», монгольские официальные лица отмечают наличие несовпадений в его оценке Москвой и Улан-Батором, хотя и сугубо в контексте двустороннего российско-монгольского диалога. В частности, в ходе визита министра иностранных дел России С. Лаврова в Монголию 5 июля 2022 года такая ремарка о неполном совпадении взглядов сторон на глобальные процессы прозвучала из уст министра иностранных дел Монголии Б. Батцэцэг. Тем не менее, подобные детали можно воспринимать не как критику действий России, а как некоторую «претензию на торг» с РФ, которая предполагает обмен «благожелательного нейтралитета» Монголии на послабления в области энергетического экспорта со стороны России.
Немаловажной характеристикой государственной позиции Монголии можно считать стремление избегать официальных обсуждений или высказываний по поводу конфликта. Первый официальный комментарий касательно обострения кризиса прозвучал из уст официальных представителей страны только 2 марта 2022. Именно в это время в российско-украинских взаимоотношениях впервые за время СВО появилась надежда на мирные переговоры, и Монголия решила использовать этот повод для первого выражения своей официальной позиции, которая была увязана со словами поддержки обеим сторонам конфликта на фоне начала переговорного процесса.
Характерным примером деликатного обхода монгольскими властями резких комментариев по украинскому кризису является совместное заявление президента Монголии У. Хурэлсуха и премьер-министра Японии Ф. Кисиды, сделанное по итогам визита монгольского лидера в Японию 30 ноября 2022 года. В нём стороны заявили о своей приверженности принципам Устава ООН, в частности, принципам нерушимости границ, уважения территориальной целостности государств и неприменения силы. Примечательно, однако, что главы двух государств не включили в этот особый перечень принцип «права наций на самоопределение», тем самым сделав намёк на свои позиции по кризису более понятным. Украина была упомянута напрямую только в последующем предложении: «Стороны выражают обеспокоенность в связи с трудностями и лишениями, которые вынужден переживать украинский народ».
При всей сдержанности официальной позиции Монголии по украинскому кризису, страна не остаётся в стороне от гуманитарных измерений этой международной проблемы. 4 апреля 2022 года монгольские власти приняли решение о выделении 200.000 американских долларов Украине «на гуманитарные нужды» . Своё решение правительство Монголии объяснило своей приверженностью решениям ООН, которая незадолго до этого стала выделять из своих фондов помощь украинским гражданским лицам. 75% выделенной Монголией помощи были направлены получателям через органы ООН, а ещё 25% — через Международный Комитет Красного Креста, что подчёркивает стремление Монголии сохранять нейтралитет в конфликте и осуществлять любые свои действия, связанные с ним, через международные организации, а не через двусторонние сделки с его участниками. Это обстоятельство помощи жертвам конфликта через международные организации служит для Монголии оправданием отсутствия помощи другой категории пострадавших от обострения кризиса, а именно жителей подконтрольных РФ территорий, ранее входивших в состав ДНР, ЛНР и Украины. Ведь им международные организации помощь предпочитают не оказывать. В этой «асимметрии» монгольской помощи также можно усмотреть стремление выразить солидарность с позицией «международной общественности», не усугубив тем самым отношения с РФ.
Таким образом, государственная позиция Монголии заключается в приверженности принципу мирного решения конфликтов и в благожелательном нейтралитете к сторонам, в него вовлечённым. Она всецело направлена на удовлетворение монгольских внешнеполитических интересов, ненавязчива и уклончива, лишена эмоционально-оценочных окрасок, и сформулирована именно таким образом, который позволяет Монголии в подходящей ситуации проявлять свою солидарность с противоборствующими сторонами, пользуясь косвенными, но от этого не менее однозначными намёками. В турбулентном мире образца 2022 года, в котором ещё достаточно много крупных игроков, не определившихся со своей позицией в уже обозначившихся противоречиях, такое маленькое государство как Монголия не может позволить себе сделать отчётливый выбор в пользу того или иного лагеря.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».