EN|FR|RU
Социальные сети:

Потенциальный прыжок к опасной черте

Константин Асмолов, 23 января

В предыдущем тексте про ответ РК на рейд беспилотников с Севера мы описали очевидные ответы Юга:  разработка собственных дронов, модернизация ПВО с упором на борьбу с беспилотниками и иные действия, прямо направленные на повышение боеготовности.

Однако, кроме этого, речь идёт как минимум о двух вещах, которые могут очень серьёзно усилить напряженность на полуострове.

Во-первых,   4 января представитель администрации президента Ким Ын Хе сообщила журналистам, что президент РК Юн Сок Ёль поручил управлению национальной безопасности рассмотреть вопрос о приостановке действия межкорейского соглашения в военной области. Это может быть сделано в том случае, если Пхеньян совершит ещё одну провокацию, нарушающую территориальную целостность РК.

Соглашение о снижении напряжённости на Корейском полуострове и предотвращение случайных военных столкновений было подписано 19 сентября 2018 года в Пхеньяне между тогдашним президентом Мун Чжэ Ином и северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Оно предусматривает прекращение враждебных действий в отношении друг друга и устранение опасности войны, а  также включает планы по превращению демилитаризованной зоны в зону мира, разработке военных гарантий для активизации трансграничных обменов и установлению военных мер укрепления доверия. Соглашение предусматривает также установление 10-километровой буферной зоны вдоль сухопутной границы, в которой запрещены артиллерийские стрельбы и военные учения. Аналогичные буферные зоны шириной 80 км установили   в Восточном и Жёлтом морях.

Также в соглашении были схемы вывода некоторых пограничных постов, разоружения Совместной зоны безопасности в Демилитаризованной зоне (ДМЗ), совместных раскопок останков военнослужащих Корейской войны в ДМЗ и разработки мер по совместному использованию устья реки Хан.

В отличие от прочих деклараций, с точки зрения автора, это был единственный документ, который, во-первых, исполнялся, а во-вторых – сыграл важную роль в «демилитаризации» ДМЗ, действительно откатив приграничную напряженность как минимум на уровень условного 2015-го года.

Южане периодически обвиняли Север в нарушении межкорейского соглашения, но они были не вполне корректны. По их мнению, неоднократные артиллерийские обстрелы Севером восточных и западных морских буферных зон  в октябре, ноябре и декабре,  нарушали соглашение – однако, если вчитаться в текст, то Север обстреливал ДМЗ, но не размещал на этой территории постоянного вооружения. Испытательные пуски МБР тоже не нарушают соглашение, ибо тогда во враждебные действия придется записать и учения, проводимые Югом.  Зато к  враждебным действиям однозначно относился запуск на территорию КНДР пропагандистских листовок, для прекращения которых Пхеньяну в 2020 г.  пришлось взрывать здание  офиса связей в Кэсоне.

Как отмечает журналист и кореевед Олег Кирьянов,  справедливости ради следует отметить, что это соглашение итак фактически уже утратило свою силу, поскольку обе стороны действуют по принципу «сила в ответ на силу», что приводит к нагнетанию обстановки и раскручиванию маховика военно-политической напряжённости.  Практика проведения совместных с США крупных военных учений  тоже слабо соотносится с требованиями воздерживаться от провокационных действий, однако объясняется правом на оборону.

Более того, как сообщили 5 января в администрации президента РК, Сеул рассматривает возможность приостановки действия Пхеньянской декларации 19 сентября  2018 года, если северокорейская сторона вновь вторгнется на южнокорейскую территорию.  Межкорейское соглашение в военной области является приложением к этой декларации. Правда в министерстве объединения поспешили пояснить, что возможность приостановки соглашения в военной области не означает приостановки действия Пхеньянской декларации.

Во-вторых, обсуждается вопрос о возобновлении пропаганды в сторону Севера. Речь может пойти как о возобновлении репродукторного вещания, так и о возвращении к практике заброса агитационных листовок, чем ранее занимались только одиозные деятели вроде Пак Сан Хака.

Южнокорейские военные использовали посты пропагандистского вещания вдоль границы в качестве ключевой части своей тактики психологической войны против Севера. По данным южнокорейских военных, сообщения  с репродукторов можно услышать примерно за 10 километров вглубь  днем и за 24 километра ночью.

Транслируемые сообщения в основном критиковали северокорейский режим, но использование громкоговорителей было приостановлено в апреле 2018 года после межкорейского саммита.

Вещание, как и отправка на Север пропагандистских материалов с помощью воздушных шаров, станет возможно после приостановки действия межкорейского соглашения в военной области от 19 сентября 2018 года, если Север снова нарушит воздушное пространство РК.

Тут, правда, есть некий юридический казус. Статья 24 Закона о развитии межкорейских отношений, дополненная после событий 2020 г., запрещает пропаганду на границе с помощью громкоговорителей и листовок, а нарушителям грозит максимальный тюремный срок в три года или штраф в размере 30 миллионов вон ($23 тысячи). Однако Статья 23 закона предусматривает, что президент может приостановить действие всех или части каждого соглашения между Южной и Северной Кореей на определенный период, когда происходят значительные изменения в межкорейских отношениях или когда это считается необходимым для национальной безопасности, поддержания порядка или общественного благосостояния.

Юн Сок Ель и его министр объединения Квон Ен Се называли  введение ст. 24  неправильным решением, полагая, что закон является неконституционным и ограничивает свободу выражения мнений и политическую деятельность.

Поэтому, по словам высокопоставленного чиновника министерства по делам воссоединения Южной Кореи,  после истории с БПЛА там начали правовую проверку, чтобы выяснить, может ли Сеул возобновить использование пропагандистских громкоговорителей вдоль границы или разрешить доставку пропагандистских листовок в Северную Корею.

Профессиональные перебежчики, включая ныне депутата-консерватора  Тхэ Ен Хо, любят заявлять, что якобы «передач по громкоговорителям, направленных против северокорейских солдат, дислоцированных на границе» Ким Чен Ын боится больше всего. В этом контексте Тхэ и ранее предлагал  возобновить использование громкоговорителей в рамках усилий по предотвращению проведения Северной Кореей седьмого ядерного испытания, заранее предупредив Север о таком шаге.

Ча Ду Хен, главный научный сотрудник Института политических исследований Asan, также считает, что правительству необходимо рассмотреть этот вариант. Брюс Беннетт, старший международный аналитик по вопросам обороны в RAND Corporation и записной ястреб, тоже заявил,  что слова могут быть более мощными, чем пули, и сохранять мир в нынешних условиях. «Что пугает Кима больше, чем крах его режима? Разве Южная Корея и Соединенные Штаты не должны угрожать Северу постоянным потоком внешней информации, если он продолжит свои провокации?».

Однако  старший научный сотрудник Корейского форума по обороне и безопасности Син Чжон У считает, что  «позиция правительства Южной Кореи сосредоточена на деэскалации напряженности и сдерживании провокаций, но вещание по громкой связи может послужить поводом для Северной Кореи совершать дальнейшие провокации, поэтому я думаю, что было бы лучше не возобновлять его превентивно».

Что же до запускателей листовок, то  в  2022 г., после прихода Юна к власти,   «Борцы за свободную Северную Корею» ( НГО Пак Сан Хака) и другие группы активистов попросили о встрече с администрацией президента и провели ее,  но в новом году продолжения не было, хотя по словам АП РК, «мы держим канал открытым», поскольку во время своей президентской кампании Юн Сок Ёль обещал сотрудничать с международным сообществом для улучшения прав человека на Севере.  Тем не менее, пока АП  только «рассматривает призывы активистов разрешить возобновление распространения листовок через границу, чтобы помочь информировать северокорейцев о жестокости их режима».

9 января  2023 г.  Пак Сан Хак   в интервью агентству Ёнхап заявил, что планирует в ближайшее время запустить через границу беспилотные летательные аппараты с антипхеньянскими листовками, поскольку зимой из-за холодного ветра с севера воздушные шары летают плохо. Ранее Пак Сан Хак сообщал, что, оказывается, в апреле 2020 года его группа уже запускала беспилотник с листовками, и он долетел до Пхеньяна.

В тот же день министерство по делам воссоединения РК обратилось к НГО Пака  с призывом воздержаться от отправки агитационных листовок на Север при помощи дронов в интересах безопасности жителей приграничных районов, а также учитывая напряжённую ситуацию на межкорейской границе и необходимость соблюдать действующее законодательство.

Почему автор считает, что к опасной черте  Сеул может не шагнуть, а прыгнуть? Во-первых, северокорейцы давно обещались стрелять не только по воздушным шарам, которые несут листовки, но и по местам, с которых они запускаются. То же самое касалось громкоговорителей. Это сильно повышает вероятность инцидентов со стрельбой, в которых могут пострадать люди, включая мирное население территорий, откуда Пак запускал шары.  Между тем, любой такой инцидент позволит Сеулу окончательно обнулить достижения олимпийского потепления, и порочный круг завертится быстро.

Во-вторых, давать Пак Сан Хаку свободу действий – чрезвычайно опасно. В активе этого человека – предположительные попытки отправлять на север предметы, зараженные коронавирусом (за что его критиковали иные перебежчики) или запуск с территории КНР дронов со взрывчаткой для взрывов статуй Кимов, которые должны были стать оправданием «гуманитарной интервенции». Если такие люди почувствуют вседозволенность, они могут пойти на очень опасные действия, а ответственность все равно понесет Сеул.

В-третьих, Юн, конечно, пытается разменять напряженность на межкорейском направлении на относительную свободу рук на российском и китайском, но где гарантия, что США не выкрутят их?

Не случайно «Корея Таймс» отмечает, что  вместо действий в парадигме «око за око»  Юн Сок Ель мог бы поучиться у двух своих консервативных предшественников — Пак Чон Хи, который добился первых реальных переговоров Севера и Юга в 1972 г.  и  Но Тхэ У, чья «северная политика» добилась  одновременного принятия двух Корей в Организацию Объединенных Наций. По мнению газеты, «это стало возможным благодаря тому, что оба экс-президента были консервативными лидерами, свободными от критики со стороны южнокорейцев, которые испытывали неприязнь к коммунистам. Напротив, трех лидеров левых — Ким Дэ Чжуна, Ро Му Хена и Мун Чжэ Ина — постоянно сдерживали межкорейские ястребы изнутри и извне».

В общем, будем надеяться что «потенциальный прыжок не станет кинетическим».

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

 

На эту тему
Правительство США стоит за кампанией по нарушению воздушного пространства Северной Кореи
Мусорные войны на границе двух Корей перестали быть новостью
Учения закончились, что дальше?
Спутниковая гонка на Корейском полуострове: неудачный запуск Севера
О последних событиях в Восточной Азии