30.11.2022 Автор: Валерий Куликов

Россия укрепляет сотрудничество с ее союзниками в странах Востока

Начало спецоперации по денацификации киевского режима стало, по существу, разделительной чертой, вскрывшей не только истинное русофобское отношение к России нынешней политической элиты США и их западных союзников, но и наглядно высветило откровенных защитников и спонсоров сегодняшних неонацистов. Указанные обстоятельства определили и углубили резкий разрыв отношений между Европой и Россией, из-за чего Москва ускорила «поворот на Восток», который в новых условиях помогает ей поддержать экономику и нивелировать урон от неправомочных западных санкций.

В этих условиях Россия сделала серьезную переориентацию своих внешнеполитических, военных и торгово-экономических связей. При этом особое развитие получили отношения со странами-приверженцами, как и Россия, многополярного мира, отхода от попыток Вашингтона установить мировой диктат и использовать все средства, в том числе и такие нечистоплотные, как санкционная политика, во имя достижения Штатами привилегий в конкурентной мировой борьбе.

В этом плане Россия, являясь общепризнанным лидером по запасам многих природных богатств, прежде всего в области энергоносителей, сделала акцент на создании в приграничных дружественных странах региональных и мировой хабов по поставкам на внешние рынки добываемого в России сырья и произведенной продукции. С тем, чтобы именно эти хабы, а не спекулянты финансово-политической элиты Запада, могли влиять на мировые цены на товары, особенно необходимые развивающимся и беднейшим странам мира.

На фоне явной пробуксовки, по вине США, системы международной торговли, безопасность поставок энергоносителей становится глобальной проблемой, требующей адекватного ответа, в том числе и для «производственного колосса» — Китая. Китайский рынок энергоносителей, как известно, является лакомым куском для всех нефтедобывающих стран и, по оценкам аналитиков Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), КНР наряду с Индией как минимум до середины 2030-х гг. будет оставаться основным драйвером роста спроса на чёрное золото и газ.

В этих условиях сотрудничество Москвы и Пекина в области энергоресурсов приобрело в последний период особый стратегический характер. В частности, был запущен газопровод «Сила Сибири», который не только укрепил энергетическую безопасность КНР, но и диверсифицировал рынки сбыта российского природного газа. Газотранспортный проект «Сила Сибири», как и арктический проект «Ямал-СПГ», способствуют политическому, экономическому, технологическому сотрудничеству России и Китая. В их успешной реализации заинтересованы оба государства: Россия получает новые перспективные рынки сбыта природного сырья, развитие соответствующей инфраструктуры, а Китай приобретает надежного и стабильного поставщика углеводородного сырья, улучшает экологическую ситуацию в стране, способствует развитию газохимических производств и соответствующих технологий.  Еще одним крупнейшим совместным нефтегазовым проектом на территории КНР является строительство Тяньцзиньского НПЗ.

Рост поставок не только газа, но и нефти в рамках контрактов, заключённых между Россией и Китаем, происходит также и благодаря вводу новых месторождений и планируемому расширению трубопроводной инфраструктуры. Китайско-российское сотрудничество в области торговли нефтью соответствует современным реалиям и стратегиям развития энергетики двух стран. Это не только экономика и финансы, это поддержка дружественного Китая перед лицом современных вызовов Запада. Указанные шаги двустороннего сотрудничества России и Китая могут, в конечном счете, превратить КНР уже в ближайшее время в важнейший хаб по продаже российских энергоносителей.

Активно происходит в последнее время рост сотрудничества России с Ираном. В частности, в военной, промышленной, торговой и энергетической отраслях. И в этом плане особо обращает на себя внимание намерение Россия создать «электрический хаб» в Иране с перспективой подключения к нему Армении и Азербайджана, последующего реэкспорта через него электроэнергии России в другие страны. Обе страны  заинтересованы в скорейшей реализации этого проекта, так как он, помимо прочего, окажет поддержку экономике самого Ирана в условиях отсутствия у него достаточных средств для реформирования собственной энергетической отрасли, испытывающей необходимость в строительстве не менее трех новых электростанций.

Активное развитие многопланового сотрудничества происходит в последние годы между Россией и Турцией. Весьма плодотворно это сотрудничество осуществляется в последнее время в газовой сфере. Уже введены в действие две нитки «Турецкого потока» мощностью более 32 млрд кубометров – одна из них ориентирована на Турцию, вторая – на Европу. В октябре российский президент Владимир Путин выдвинул инициативу прокладки дополнительных ниток газопровода из России в Турцию, что приведет к созданию газового хаба на границе ЕС. В случае создания такого газового хаба в Турции, он, безусловно, сможет стать конкурентной альтернативой другим центрам определения цены газа для Европы. В этой связи не удивительно, что турецкий лидер Эрдоган охотно поддержал предложение В.Путина и уже заявил о возможности разместить такой газовый хаб в европейской части страны – во Фракии.

Как известно, сейчас Турция получает газ в основном из России, Ирана и Азербайджана. При этом Турция, помимо использования поступающего извне газа на собственные нужды,  является и важным транзитным узлом, так как значительная часть газа через Турцию поступает в Европу по семи экспортным газопроводам. Помимо трубопроводного газа Турция получает и СПГ, обладая двумя СПГ-терминалами, двумя плавучими установками для хранения и регазификации СПГ и двумя подземными газохранилищами. Сделав в последнее время особый акцент на газовую отрасль и намереваясь обеспечить энергетическую безопасность страны от внешних источников,  Турция ускоренными темпами ведет работы по добыче газа с собственного месторождения «Сакарья» в Черном море, где уже пробурено 9 скважин.

Как следует из отчета Управления по регулированию энергетического рынка Турции, в 2021 году РФ поставила в Турцию 44,9% всего импорта газа страны — или 26,3 млрд куб. м. В случае же создания в Турции газового хаба, смешанный с азербайджанским или иранским российский газ уже станет «турецким», не вызывая  политической русофобской аллергии у потенциальных европейских покупателей. Что же касается выгод для Турции, то уже сегодня в дискуссиях на эту тему турецкие чиновники, да и глава этого государства, заявляют о своем праве определения отпускных цен газовых поставок. Да и располагая в этом случае «газовыми ключами», Турция явно рассчитывает на более податливую в дальнейшем позицию Европе  при обсуждении Анкарой любых интересующих ее вопросов с Брюсселем.

Однако, помимо «газового хаба», Турция, опять же с подачи Москвы, может стать еще и «зерновым хабом». Ухватившись за высказанное президентом В.Путиным предложение бесплатно снабжать зерном развивающиеся страны, турецкий лидер уже выступил в развитие этой идеи с предложением получать российскую пшеницу, перерабатывать её в муку и лишь после этого отправлять нуждающимся странам. Эту идею Р.Т.Эрдоган уже обсудил с генсеком ООН Антониу Гутерришем.

Таким образом, создание Россией в приграничных дружественных ей государствах различного рода хабов по поставкам на внешний рынок российских энергоносителей и произведенной продукции будет не только способствовать экономическому развитию таких стран. Но и разрушит неправоправное использование США и их западными союзниками санкционной политики в противоборстве с нежелающими подчинятся американскому диктату государствами. А также станет важным этапом разрушения американской гегемонии и попыток Вашингтона сохранить однополярный мир.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: