28.11.2022 Автор: Виктор Михин

Египет: итоги Конференции ООН по изменению климата

В Шарм-эш-Шейхе (Египет)  с 6 ноября прошла  Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP27). Однако она не уложилась в официальные сроки (должна была закончится 18 ноября), и из-за обструкций Запада была продлена до 20 ноября. И лишь тогда в результате отчаянных споров и дискуссий был принят общий документ о создании Фонда помощи государствам, наиболее пострадавшими от негативного изменения климата, вызванного хищническим использованием природных ресурсов и огромным  выбросом в атмосферу вредных газов со стороны богатых стран, прежде всего западных. Эта конференция и создание Фонда положили начало серии переговоров и обсуждений, направленных на спасение планеты от катастрофических последствий изменения климата.

Решение, принятое, в конце концов, странами всего мира о создании Фонда для оказания помощи бедным странам, сильно пострадавшим от потепления планеты, по общему мнению, стало одним из самых значительных с тех пор, как 30 лет назад начались переговоры в ООН по климату.  Это было недвусмысленным подтверждением того, что бедные страны с ограниченными ресурсами больше всего страдают от экстремальных погодных явлений, таких как наводнения, аномальная жара и штормы, а промышленно развитые страны, которые внесли наибольший негативный «вклад» в изменение климата, обязаны помочь. Однако, в то время, как правительственные лидеры, экологи и активисты отмечают факт создания такого Фонда потерь и ущерба, еще остается много нерешенных вопросов, в том числе — как он будет работать.

В начале 1990-х годов Альянс малых островных государств и группа низменных прибрежных стран начал призывать к созданию Фонда убытков и ущерба, поскольку Организация Объединенных Наций создавала основу для решения проблемы изменения климата на международном уровне. С тех пор эта идея всегда была частью ежегодных саммитов ООН по климату. Об этом часто говорили в кулуарах многих переговоров, на чем настаивали развивающиеся страны и активисты, в то время как богатые страны, особенно Запад во главе с США, использовали свой вес, чтобы нивелировать эту идею. Впервые на COP27 этот вопрос был включен в повестку дня и стал центральным в обсуждениях.

В течение почти трех десятилетий богатые развитые страны, ответственные за более чем 90% выбросов углерода, которые повышают температуру на планете, категорически отвергали требование о создании такого Фонда. Достигнутое же в этом году в Шарм-эш-Шейхе соглашение, отражает то, что можно сделать, когда развивающиеся и бедные страны остаются едиными.

Молвин Джозеф из Антигуа и Барбуды, который возглавляет Организацию малых островных государств, сталкивающихся с экзистенциальной угрозой в условиях повышения уровня океана и моря, назвал соглашение «победой для всего мира». Он справедливо заявил: «Мы показали тем, кто чувствовал себя заброшенным, что мы слышим вас, мы видим вас, и мы оказываем вам уважение и заботу, которые вы заслуживаете».

Пакистан в последнее время стал примером разрушения жизни миллионов человек, когда почти две трети страны были из-за изменения климата покрыты паводковыми водами. Поэтому Шерри Рехман, министр окружающей среды Пакистана, которая сыграла ключевую роль в переговорах о создании Фонда, не стеснялась в выражениях, когда отметила, что создание Фонда «не занимается раздачей благотворительности».  Выступая от имени коалиции Группы 77, в которую входят в основном развивающиеся и бедные страны, она сказала: «Очевидно, что это первоначальный взнос за более длительные инвестиции в наше совместное будущее».

Первоначально Фонд будет опираться на взносы развитых стран, частных и государственных источников, таких как международные финансовые учреждения, с возможностью присоединения других крупных экономик в будущем.  Окончательный текст указывает на «выявление и расширение источников финансирования», на чем настаивали ЕС, США и другие участники переговоров, предполагая, что страны, которые являются особенно загрязняющими атмосферу и считаются развивающимися в соответствии с критериями, также должны вносить взносы в Фонд.

Во время переговоров Китай заявил, что деньги для нового Фонда должны поступать, прежде всего, от развитых стран, а не от развивающихся. Но у Китая есть преимущество добровольно платить в климатические фонды, если США первые это сделают. Например, когда администрация президента Барака Обамы пообещала выделить 3 миллиарда долларов «Зеленому климатическому фонду» в 2014 году, Китай также заплатил фонду 3,1 миллиарда долларов.  Но более подробная информация о том, кто платит, будет определена комитетом, который планирует запустить этот Фонд в течение года.

В соглашении говорится, что Фонд будет помогать «развивающимся странам, которые особенно уязвимы из-за неблагоприятных последствий изменения климата», хотя для стран со средним уровнем дохода, которые серьезно пострадали от климатических катастроф, также будет возможность получать деньги.  Например, Пакистан, который был опустошен наводнением, в результате которого треть страны оказалась под водой, или Куба, недавно пострадавшая от урагана Ян, могут иметь право на участие в получении помощи от Фонда. По словам Дэвида Уоскоу, международного директора по климату Института мировых ресурсов, необходимо будет разработать положения, как Фонд потерь и ущерба будет сочетаться с «другими учреждениями, агентствами, которые занимаются гуманитарной деятельностью, помогают людям восстанавливаться, справляются с кризисами миграции и беженцев, занимаются продовольственной безопасностью, безопасностью водных ресурсов».  Все эти детали также будут проработаны комитетом в следующем году.

Помимо простой финансовой помощи, создание Фонда рассматривается как огромный шаг вперед. Но  это, в конечном итоге, будет частично зависеть от того, насколько быстро он может быть создан. На заключительном заседании 20 ноября Лиа Николсон из Антигуа настаивала на том, что Переходный комитет должен быть создан немедленно и наделен четкими полномочиями, чтобы в дальнейшем не возникало споров и чтобы страны Запада не смогли уходить от ответственности за загрязнение мирового климата. «Этот Фонд потерь и ущерба должен стать спасательной шлюпкой, в которой мы нуждаемся», — сказала она. В то же время существует дефицит доверия из-за прошлых невыполненных обещаний, как со стороны ООН, так и Запада, прежде всего США. Например, в 2009 году богатые страны согласились выделять 100 миллиардов долларов в год, чтобы помочь развивающимся странам перейти на экологически чистые энергетические системы и адаптироваться к изменению климата. Однако на сегодняшний день эта инициатива никогда не финансировалась полностью, а если и выделялись суммы, то это были крохи, которые мало влияли на негативное изменение мирового климата.

Одной из основных причин, по которой богатые страны во главе с США долгое время выступали против такого Фонда убытков и ущерба, был страх, что он откроет тогда и долгосрочную ответственность. Несмотря на создание Фонда, эта проблема все еще остается актуальной, о чем свидетельствует то, как участники переговоров убедились, что в формулировке Фонда ничего не сказано об «ответственности» и что взносы являются добровольными. Весь мир уже давно убедился, например,  в том, как Соединенные Штаты, сегодня говорят и обещают одно, а завтра отказываются от своих обещаний и делают нечто противоположное, при этом не неся никакой международной ответственности.

Как и во времена холодной войны, Запад активно разыгрывает театр лишь показных действий, привлекая другие страны в качестве арен для борьбы с изменением климата. Швейцария, например, планирует сократить выбросы парниковых газов вдвое к 2030 году, однако не путем их фактического сокращения, что может повлечь за собой неудобства для швейцарцев, а заплатив таким странам, как Гана, за сокращение выбросов и предоставление им кредита. Идея заключается в том, что швейцарское правительство заплатило бы за эффективное освещение и более чистые печи, которые будут установлены в домах Ганы, и заявило бы о сокращении выбросов в результате как о своем собственном. Швейцария — не единственная западная страна, использующая такие схемы компенсации выбросов углерода, которые, вполне естественно, вытесняют принятие эффективных климатических мер в богатых государствах.

Соединенные Штаты представили «новую схему торговли углеродом», которая якобы поможет бедным странам перейти на более чистую энергетику. В ней крупные западные компании инвестировали бы в проекты по возобновляемым источникам энергии на Глобальном Юге в обмен на разрешение им продолжать выбрасывать большое количество парниковых газов. Как отмечают защитники окружающей среды, это не более чем очередная схема, позволяющая западному крупному бизнесу продолжать загрязнять окружающую среду и получать большие прибыли. Однако все эти разговоры о «переходном периоде» в более бедных странах направлены только на то, чтобы отвлечь внимание от нежелания Запада изменить собственную экономику и перекладывая вину за климатические проблемы на тех, кто несет за них наименьшую ответственность.

Следует сказать, что, несмотря на упорное сопротивление США и других западных государств, создание такого Фонда может иметь последствия, как юридические, так и символические, в климатических кругах и за их пределами. Например, несколько Тихоокеанских островных государств настаивают на том, чтобы Международный суд рассмотрел вопрос об изменении климата. Они утверждают, что международные законы должны быть усилены для защиты их прав в случае, если их земли пострадают от повышения уровня моря, и вполне естественно, что создание Фонда убытков и ущерба могло бы подкрепить эти аргументы.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: