Выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), президент РФ Владимир Путин заявил о взятом Россией акценте на развитии транспортных коридоров для решения логистических проблем и помощи компаниям. В частности, президент подчеркнул, что в скором времени грузопоток по транспортному коридору «Север — Юг» начнет уверенно расти, обеспечит устойчивые каналы коммуникации с Ближним Востоком и Южной Азией. В России также увеличивается пропускная способность железных дорог, перевалочные мощности портов в Арктике на восточном, южном, других направлениях, в том числе в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах, которые станут важнейшими участками коридора «Север — Юг».
Из-за изменений международной логистики российские власти повышенными темпами ведут строительство международных транспортных коридоров в азиатском направлении, развивают внутренние маршруты для связывания разных частей страны. Кроме того, сейчас рассматриваются варианты изменения трассы автодороги «Меридиан», вместе с Юго-Восточной хордой. Помимо прочего, сегодня идет активное развитие транснациональных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток». По первому из них основные работы уже выполнены, и проект будет завершен в течение трех лет. В конечном счете, транспортный коридор «Север — Юг» протянется к южным регионам страны: к Краснодарскому краю и Крыму с выходом на территорию Херсонской и Запорожской областей Украины, а также к Астраханской области. Затем маршрут пойдет в сторону Казахстана, Ирана и других евразийских стран. Опережающими темпами идет строительство коридора «Запад — Восток». Таким образом, транспортные коридоры обеспечат как южный транзит, так и сообщение через всю Россию.
На прошедшем в июне Международном сибирском транспортном форуме в Новосибирске вице-премьер РФ Марат Хуснуллин отметил, что коридор «Запад — Восток» продлевается через Сибирь на Монголию и на Китай. Согласно утвержденной правительством транспортной стратегии РФ до 2035 года, в рамках транспортного коридора «Запад — Восток» будет сформировано бесшовное скоростное автомобильное сообщение от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань и Екатеринбург в Тюмень, Челябинск и крупнейшие города Сибири (Омск, Новосибирск, Иркутск) с ответвлением на Республику Казахстан.
Указанное развитие транспортных коридоров России происходит в тесной координации с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), утвердивших восемь транспортных коридоров, которые увязаны с международными маршрутами. Эти транспортные коридоры корелируются с международными коридорами и гармонизируются с «Одним поясом и одним путем». Одной из составляющих указанных работ является цифровизация коридоров, что даст возможность перевозчикам видеть загрузку, состояние дорог, пункты отдыха и пункты заправок. Еще одной важной составляющей является готовящееся соглашение о таможенном транзите, чтобы не только для членов ЕЭК была возможность присоединяться к данному соглашению о таможенном транзите.
На прошедшем недавно саммите ШОС представители министерств транспорта Кыргызстана, Узбекистана и Госкомитета развития Китая заключили договор о сотрудничестве по строительству железной дороги. Они договорились подготовить все документы по проекту до июня 2023 года.
В рамках федерального российского проекта «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» правительство РФ выделило Минтрансу из резервного фонда 40,8 млрд рублей на строительство скоростной автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Общая протяженность этого проекта от Москвы до Екатеринбурга составит около 1,6 тысяч км. Ее участок в 811 км пройдет по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, Республикам Чувашия и Татарстан, объединит, таким образом, 17 крупнейших региональных центров. Этот проект соединит также скоростные автомобильные дороги европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон»).
Как заявил на II Каспийском экономическом форуме председатель правительства РФ Михаил Мишустин, одним из крупнейших узлов трансконтинентальных перевозок в Евразии должен стать Каспийский регион. Это становится сегодня особенно актуальным на фоне санкционного давления, в связи с чем товарообмен России с ЕАЭС, СНГ и Ираном будет расти и произойдет предстоящий рост восстребованности хорошего состояния транспортной инфраструктуры и ее пропускной способности. В этих условиях ключевое значение для интенсификации взаимной торговли имеет реализация проекта МТК «Север — Юг», грузооборот по которому к 2030 году вырастет более чем в два раза.
Каспийский регион объединяет пять государств (Россию, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан) с населением более 270 млн человек. II Каспийский экономический форуме прошел в развитие шестого Каспийского саммита, на котором лидеры стран региона приняли решение о продолжении и углублении пятистороннего сотрудничества, рассмотрели новые инициативы в сфере транспорта и энергетики, туризма и экологии, культуры и инвестиционной деятельности.
Среди нынешних проблем в сфере развития транспорта на II Каспийском экономическом форуме было отмечено обмеление Каспийского моря. Это становится одной из серьезных проблем, для решения которых потребуются усилия всех стран Каспия. Поэтому, как отметил премьер-министр Азербайджана Али Асадов, сейчас перед государствами стоит важная задача по проведению постоянных работ по углублению дна.
В целях совершенствования транспортных коридоров Каспийского региона, на состоявшемся форуме была обсуждена необходимость модернизации транспортной инфраструктуры Республики Дагестан — основного транспортного узла на территории Северо-Кавказского федерального округа в составе МТК «Север-Юг». При этом особое внимание было уделено строительству подъездных путей к Махачкалинскому морскому торговому порту — единственному незамерзающему и глубоководному порту России на Каспии.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».