Геополитическое противостояние между коллективным Западом во главе с США и Россией стало заметно усиливаться и в последние месяцы, после начала Москвой спецоперации по денацификации Украины, достигло, пожалуй, своего апогея. Это противостояние особенно отчетливо проявляется в политической и в торгово-экономической сферах.
США, сделав в последнее время русофобию главным направлением своей политики, усиленно пытаются обострить отношения с Россией в различных регионах мира, особенно на территории бывшего СССР – на Украине, в странах Балтии, в Центральной Азии. Эти «разборки» инспирируются Вашингтоном на территории бывших братских для России народов с главной целью — оторвать эти государства от РФ и кардинально сменить их политическую ориентацию на полное подчинение интересам США. Своими действиями Запад стремится превратить постсоветское пространство в зону активного противостояния с инспирированием социальных волнений и даже террористических акций.
Особый интерес коллективного Запада к провоцированию обострения ситуации в Центральной Азии обусловлен тем, что в этом регионе пересекаются интересы многих крупных геополитических игроков: с севера – это Россия, с востока – Китай, с запада – объединенный Запад, с юга – исламский мир. После начала Москвой спецоперации на Украине Вашингтон усилил свое давление на государства региона, требуя от них по максимуму отмежеваться от России. Это поставило государства Центральной Азии, входящие в ОДКБ и Евразийский экономический союз, в достаточно сложное и деликатное положение. И если ранее позиция нейтралитета устраивала страны региона по многим параметрам, то сегодня этого уже мало, так как отговорками о приверженности многовекторности центральноазиатским странам уйти от необходимости ответить на откровенно враждебные действия США и их союзников не получается.
Пытаясь использовать некоторую растерянность представителей властей отдельных центральноазиатских государств, США и их западные союзники усилили обработку политической элиты стран этого региона. Так, серьезный акцент в этом плане в последние месяцы был ими сделан на Киргизии, из которой коллективный Запад усиленно пытается сделать АнтиРоссию.
В этих целях, например, в середине апреля в Бишкеке побывала с визитом заместитель государственного секретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея. Она провела серию встреч с представителями руководства этой страны: с министром иностранных дел, генеральным прокурором, заместителем главы Кабинета, а также с представителями гражданского общества и руководителями многих НПО. В беседе с журналистами Узра Зея признала, что за тридцать лет независимости Киргизии власти США влили в страну около двух миллиардов невозвратных долларов.
Кстати, весьма примечательно, что активными усилиями именно американской дипломатии в Киргизии создана обширная сеть из более чем 18 тысяч НПО/НКО – колоссальное количество для страны с 6 миллионами населения, в связи с чем Киргизию даже называют «страной НПО». Среди НПО множество откровенно антироссийских и запрещенных в РФ организаций, создавших свою прозападную сеть по всей Киргизии и пытающихся установить контроль над общественной атмосферой. По некоторым данным, объём ежегодных средств, выделяемых донорами местным НПО, превышает бюджет государственных учреждений и некоторых областей Киргизии. Действиями прозападных НПО объясняется и та политическая «чехарда» в республике, выражающаяся в финансировании протестов и вызываемых ими цветных революций. Действуя в тандеме с местным посольством США, эти НПО пытаются планомерно внедряться в политическую жизнь республики, занимаясь, помимо всего прочего, прямой скупкой СМИ и видных представителей элиты, бесцеремонно вмешиваясь во внутренние дела Киргизии.
Вслед за Узрой Зеей, в мае Киргизию посетил еще один эмиссар госдепартамента США — помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу с главной целью: не допустить участия республик в обходе американских санкций против России и попытаться уговорить местные власти повернуться против России. Поэтому не удивительно, что в свою делегацию Лу включил представителей Пентагона, Совета национальной безопасности, Корпорации по финансированию международного развития и Агентства по международному развитию (USAID). По инициативе американской стороны были рассмотрены вопросы минимизации негативного влияния международных антироссийских санкций на экономику Киргизии, а также важность взаимодействия стран в рамках платформы «С5+1». В этой связи уместно напомнить, что последнее заседание участников данного формата состоялось в конце февраля по инициативе США и возглавлял ту встречу глава госдепартамента Энтони Блинкен, который пытался выяснить позиции стран региона по украинскому вопросу. Однако на тот момент Киргизия, как и другие центральноазиатские республики, еще не определилась в этом вопросе, в связи с чем Вашингтон стал склонять эту страну и ее соседей по региону к выгодной для себя позиции с использованием своих эмиссаров — Узры Зея и Дональда Лу.
Продолжая указанное давление на страны региона, в частности на Душанбе, в середине июня Киргизию и соседние государства посетил еще один важный эмиссар Вашингтона — глава Центрального командования армии США генерал Майкл Курилла, назначенный на этот пост 1 апреля 2022 года. В официальных американских сообщениях указывалось, что центральноазиатское турне пентагоновского генерала якобы «прошло в рамках укрепления сотрудничества между США и странами региона в сфере безопасности и купирования угроз, исходящих с территории Афганистана». Однако не секрет, что на самом деле Пентагон попытался подать сигнал, что он держит ситуацию в регионе под своим контролем и уходить отсюда не собирается. А это означает, что военное командование США продолжает рассматривать Центральную Азию в качестве потенциального плацдарма против России и Китая. Ведь не секрет, что Центральное командование армии США — штабная структура в составе вооруженных cил Соединенных Штатов, отвечающая за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии. И в настоящее время именно в его ведении находятся все военные операции США в Ираке и Сирии.
В указанных условиях и в целях придания дополнительного импульса работе в Киргизии в интересующих США направлениях комитет по международным делам Сената США 29 июля утвердил в качестве нового посла Соединенных Штатов в Киргизии кандидатуру Лесли Вигери. Его кандидатура была отобрана в связи с хорошим знанием им специфики региона: в настоящее время он работает в госдепартаменте заместителем помощника секретаря по Центральной Азии и Пакистану в бюро по делам Южной и Центральной Азии. Ранее он был заместителем посла США в Узбекистане, работал в американских дипломатических миссиях в Дели и Москве, знает хинди, русский и португальский языки.
Как следует из презентационной речи Лесли Вигери на заседании профильного комитета Сената США, он намеревается особый акцент в своей работе сделать на поддержке широкой сети НПО, уже созданных Соединенными Штатами в этой стране в последние годы для реализации интересующих Вашингтон задач. То есть к продолжению отрыва Киргизии через НПО от России и в проталкивании в этой стране «демократии по-американски».
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».