05.05.2022 Автор: Виктор Михин

Палестино-израильские отношения: градус повышен до предела

ISR

Организация исламского сотрудничества (ОИС) подтвердила свою приверженность и поддержку прав палестинского народа на суверенитет над своей оккупированной землей. Государства-члены ОИС провели 25 апреля внеочередное заседание в Джидде и призвали к координации усилий по защите Кудса (Иерусалима) и его святых мест от «преступлений, совершенных израильскими военными». Государства-члены ОИС подчеркнули, что Священный Кудс и мечеть Аль-Акса являются красной линией для исламской уммы и без освобождения ее от «оккупации сионистского израильского режима» безопасность и стабильность в регионе не будут достигнуты. Подверглись осуждению агрессия израильских военных против палестинского народа и незаконные действия «сионистского режима в городе с целью взять его под полный контроль и попытаться изменить историческую и правовую ситуацию в Кудсе и мечети Аль-Акса». В заявлении государства-члены ОИС заявили, что «сионистский режим Израиля» должен быть привлечен к ответственности за любые последствия агрессии и незаконные действия оккупантов в Кудсе, включая попытку разделить мечеть Аль-Акса, потребовали немедленного прекращения опасных и незаконных действий.

С 15 апреля израильская армия и полиция ежедневно совершают жестокие налеты на Аль-Харам Аш-Шариф (мечеть Аль-Акса) в Восточном Иерусалиме. Под предлогом обеспечения защиты от провокационных “визитов” тысяч незаконных еврейских поселенцев и правых фанатиков израильская армия ранила сотни палестинцев, включая журналистов, и арестовала еще сотни. Палестинцы понимают, что продолжающиеся нападения на комплекс мечети Аль-Акса имеют более глубокий политический и стратегический смысл для Израиля, чем предыдущие рейды. В последние годы мечеть приобрела дополнительное значение, особенно после палестинского восстания в мае прошлого года, массовых протестов, столкновений и войны Израиля в Газе, которую палестинцы красноречиво называют операцией «Саиф Аль-Кудс» («Меч Иерусалима»).

Когда израильские силы безопасности использовали боевые беспилотники, чтобы сбросить слезоточивый газ на десятки тысяч мусульманских верующих в Аль-Харам Аш-Шариф, это стало еще «одним признаком несостоятельной политики израильского правительства», — отметила египетская AlAhram. Использование беспилотников для управления огромной толпой в третью пятницу Рамадана было даже раскритиковано израильскими СМИ. Нацелившись на то, что Израиль назвал “провокаторами”, израильские силы безопасности продемонстрировали расистскую политику, направленную против всего палестинского и мусульманского, утверждали СМИ.

Но использование беспилотников показывает гораздо большую проблему. При работе с большими толпами протестующих обычно используется двухуровневый подход. Нужно держаться подальше от любых столкновений, которые могут еще больше усугубить ситуацию, и в то же время пытаться найти способы общения или решения проблем, которые протестующие пытаются поднять своими действиями. Однако такого подхода, похоже, не существует в израильской пьесе, когда речь идет об Аль-Харам аш-Шарифе. Комплекс, занимающий около 35 акров в Старом городе Иерусалима, был мусульманской святыней более 1200 лет (за исключением 88-летнего периода правления крестоносцев). Каждая власть, которая управляла Иерусалимом, уважала исламскую святыню и позволяла мусульманам совершать свои молитвы. Никто никогда не ставил под сомнение этот вопрос. Во время османского периода, который длился 400 лет, султан Осман III регулировал отношения с девятью общими святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме посредством обозначения пакта о статус-кво. Это соглашение, которое было достигнуто из-за конфликта вокруг церкви Гроба Господня между православными и францисканцами, было ориентиром для святых мест с момента его принятия в 1757 году. После распада Османской империи соглашение соблюдалось в соответствии с британским мандатом, иорданцами и даже в первые годы израильской оккупации. Однако сдвиг в израильской политике вправо и неспособность соглашений Осло обеспечить четкое представительство для 350 000 палестинцев Иерусалима оставили пробел, которым злоупотреблял Израиль. Вместо того, чтобы мирно разговаривать и решать с палестинцами спорные вопросы, израильтяне прибегли к политике выжженной земли в отношении палестинского населения. Любое действие или событие, которое имеет намек на связь с палестинским руководством в Рамалле, было запрещено. Даже детский кукольный фестиваль, который финансировался скандинавами через палестинское министерство культуры, был объявлен вне закона.

Следует напомнить, что исторически Аль-Харам Аш-Шариф — благородное святилище — был всегда в центре народной борьбы в Палестине, а также в числе основных вопросов израильской политики. Святилище, расположенное в Старом городе, считается одним из самых святых мест в исламе, так как упоминается в Священном Коране и хадисах — изречениях Пророка Мухаммеда. Комплекс содержит несколько исторических мечетей, включая Аль-Аксу, и 17 ворот, а также другие важные исламские объекты. Для палестинцев значение Аль-Аксы возросло из-за израильской оккупации, которая на протяжении многих лет нападала на палестинские мечети, церкви и другие святые места. Например, во время израильской войны 2014 года в осажденном секторе Газа палестинское министерство по делам пожертвований и религий сообщило, что 203 мечети были повреждены израильскими бомбами, а 73 полностью разрушены.

Поэтому палестинские мусульмане, а также христиане считают Аль-Аксу, святилище и другие мусульманские и христианские места в Иерусалиме, красной линией, которую Израиль не должен пересекать. 15 апреля, во вторую пятницу Рамадана, знаменитые витражи мечети были разбиты, а мебель внутри осталась сломанной. Израильтяне чувствуют себя все более уверенными за той защитой, которую они получают от военных и влиятельных израильских политиков. Многие из рейдов на Аль-Харам Аш-Шариф возглавляют крайне правый член Кнессета Итамар Бен-Гвир, политик Ликуда Глик и бывший министр правительства Ури Ариэль.

Премьер-министр Нафтали Беннет, несомненно, использует рейды как способ держать в узде мятежных крайне правых и религиозных избирателей. Внезапная отставка Идит Силман, члена правой партии Ямина, сделала Беннета еще более отчаянным в его попытках вдохнуть жизнь в свою довольно слабую фракционную коалицию. Когда-то лидер Совета Йеша, зонтичной организации, представляющей интересы жителей незаконных поселений на Западном берегу, Беннет пришел к власти на волне религиозных фанатиков, будь то в Израиле или на оккупированных территориях. Потеря поддержки поселенцев может стоить ему поста.

Поведение Беннета согласуется с поведением предыдущих израильских лидеров, которые эскалировали насилие в Аль-Аксе, чтобы отвлечься от своих политических проблем или обратиться к влиятельному избирательному округу Израиля правых и религиозных экстремистов. В сентябре 2000 года Ариэль Шарон совершил налет на комплекс вместе с тысячами израильских солдат, полиции и единомышленников. Он сделал это, чтобы спровоцировать палестинский ответ и свергнуть правительство своего заклятого врага Эхуда Барака. Шарон преуспел, но высокой ценой, поскольку его “визит” развязал пятилетнюю Вторую интифаду, также известную как интифада Аль-Акса. В 2017 году тысячи палестинцев протестовали против попытки Израиля установить камеры безопасности у входов в святыню. Эта мера также была попыткой бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху успокоить своих правых сторонников. Но массовые протесты в Иерусалиме и последующее палестинское единство вынудили Израиль отменить свои планы.

Однако на этот раз палестинцы опасаются, что Израиль хочет большего, чем просто провокации. Он планирует “навязать временное и пространственное разделение мечети Аль-Акса”, по словам Аднана Гайта, высшего представителя Палестинской администрации в Восточном Иерусалиме. Именно эту фразу — “временное и пространственное разделение” — используют многие палестинцы, опасаясь повторения сценария мечети Ибрагими. После убийства в 1994 году 29 верующих еврейским экстремистом Барухом Гольдштейном и последующих смертей от рук израильской армии в мечети Ибрагими в Хевроне израильские власти разделили мечеть. Они выделили большую площадь еврейским поселенцам, ограничив доступ палестинцам, которым разрешено молиться только в определенное время. Именно это палестинцы подразумевают под временным и пространственным разделением, которое было в центре стратегии Израиля в течение многих лет.

Однако Беннет должен действовать осторожно. Палестинцы сегодня более едины в своем сопротивлении и осознании планов Израиля, чем когда-либо прежде. Важным компонентом этого единства являются палестинские граждане Израиля, которые сейчас отстаивают политический курс, аналогичный политике палестинцев в Газе, на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме. На самом деле многие из защитников Аль-Аксы происходят именно из этих общин. Если Израиль продолжит свои провокации, он рискует еще одним палестинским восстанием, подобным тому, что произошло в мае прошлого года, которое началось в Восточном Иерусалиме. Обращение к правым избирателям путем нападения, унижения и провоцирования палестинцев уже не является легкой задачей, как это часто бывало. Как показала кампания «Меч Иерусалима», палестинцы теперь способны реагировать единым образом и, несмотря на свои ограниченные средства, даже оказывать давление на Израиль, чтобы он изменил свою политику. Господин Беннет, отмечает газета AlAhram, должен помнить об этом, прежде чем совершать какие-либо более жестокие провокации против палестинцев, ведь сейчас новые времена и израильскому правительству давно пора менять свою политику.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: