Как известно, Африканский континент занимают в основном небогатые государства, нуждающиеся в поддержке крупных мировых держав в обмен на доступ к своим богатым природным ресурсам. Основными игроками, которые борются за влияние в Африке, в наше время считаются США и КНР: именно они чаще всего упоминаются в СМИ в связи с международными африканскими вопросами. Прочие игроки, такие как, например, Франция, существенно им уступают. На фоне китайско-американского противостояния и деятельности бывших европейских колонизаторов не очень заметно, что в Африке присутствует и набирает силу еще одна сторона – Россия.
Российско-африканские отношения начались еще в далекие советские времена, когда СССР активно поддержал стартовавшее после Второй мировой войны движение деколонизации и начал оказывать всяческую помощь всем молодым африканским государствам, желавшим освободиться от своих действующих колонизаторов или бывших, продолжавших держать свои бывшие колонии в экономической зависимости. Практически неизменный спутник нищеты и политических потрясений – война. Поэтому не удивительно, что, помимо активно развивавшегося экономического сотрудничества, строительства при содействии СССР значительного числа промышленно-экономических объектов африканскими странами, особую роль в советско-африканских отношениях заняли оборонное и военно-техническое сотрудничество.
С 1950-х гг. разные виды советской боевой техники, такой как танки, самолеты и боевые корабли, а также советские военные инструкторы появились в Египте, Алжире, Мозамбике, Сомали, Эфиопии, а в Анголе даже существовали советские военные базы. К началу 1980-х гг. сотрудничество в оборонной сфере связывало СССР не менее чем с десятью государствами Черного континента. Следует подчеркнуть, что речь идет об оборонной сфере, а общий список африканских стран, получавших советскую экономическую и научно-техническую помощь, значительно шире.
В 1991 г. Советский Союз распался, а его правопреемница – Российская Федерация надолго оказалась занята различными внутренними и региональными проблемами, из-за которых была вынуждена максимально сократить свое присутствие в Африке. Тогда основными игроками в регионе стали США и Китай.
Однако со временем Россия решила свои проблемы, укрепилась и вновь начала проявлять интерес к глобальной политике. В 2000-е гг. РФ начала восстанавливать сотрудничество с африканскими странами. Учитывая, что Россия обладает одной из самых мощных армий в мире, что оборонно-промышленный комплекс – одна из самых сильных сторон российской экономики, а также то, что Африка – по-прежнему весьма нестабильный регион, неудивительно, что особое место в новых российско-африканских отношениях снова заняли оборонное и военно-техническое сотрудничество. Также свою роль в этом сыграла значительно возросшая угроза международного терроризма, для которого Африка – один из главных плацдармов.
К началу 2010-х гг. РФ восстановила плотное взаимодействие с Анголой, Египтом, Зимбабве, Марокко, Мозамбиком, Намибией, Эфиопией и рядом других африканских государств.
За последующее десятилетие РФ также подписала договоры об оборонном сотрудничестве с Замбией, Камеруном, Нигером, Руандой, Сьерра-Леоне, Танзанией, Республикой Чад, Эсватини. Многие договоры подразумевали поставки вооружений, другие – подготовку квалифицированных военных кадров.
Довольно известна в мировых СМИ российская деятельность в Центрально-Африканской Республике (ЦАР). Эта страна много лет охвачена гражданской войной, на ее территории действуют многочисленные террористические группировки, и она остро нуждается в боеспособной правительственной армии. Сотрудничество России с ЦАР активизировалось после встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова и президента ЦАР Фостен-Арканжа Туадеры в 2017 г. РФ начала поставлять в ЦАР стрелковое оружие и прислала специалистов, занявшихся подготовкой правительственных войск, в том числе личной гвардии президента.
В октябре 2019 г. в г. Сочи (РФ) состоялся Саммит «Россия – Африка», в котором участвовали лидеры или главы правительств 39-ти африканских государств. Президент России Владимир Путин, председательствовавший на мероприятии вместе с главой Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси, заявил, что РФ прощает африканским странам накопившиеся за годы сотрудничества долги в размере $20 млрд. Списание таких долгов, которые многие африканские государства просто физически не смогли бы выплатить, убрало опасения этих стран наделать еще больше долгов, развивая сотрудничество с РФ, и ознаменовало начало новой эпохи российско-африканских отношений.
В результате только за пять месяцев после форума, с октября 2019 г. по март 2020 г., африканские страны сделали новые заказы военной техники из РФ на сумму около $1 млрд.
В конце 2020 г. 300 военных инструкторов из РФ были отправлены в ЦАР. Также более ста инструкторов прибыли в страну летом 2021 г. За годы своей работы в ЦАР российские военные добились выдающихся успехов в подготовке местных войск и в обеспечении безопасности в районах своего пребывания. О вкладе специалистов из РФ в борьбу за безопасность в ЦАР свидетельствует тот факт, что в ноябре 2021 г. в столице ЦАР Банги был открыт памятник: в скульптурной композиции вместе запечатлены бойцы армии ЦАР и их российские коллеги.
Тем временем в августе 2021 г. Россия подписала соглашение о военном сотрудничестве с Нигерией, которое подразумевает поставки военной техники и подготовку кадров. Эта страна также имеет серьезные проблемы в сфере безопасности: на ее территории действует мощная и известная своей жестокостью террористическая группировка «Боко харам» (запрещена в РФ), которая в 2015 г. присягнула на верность террористическому формированию ДАИШ (запрещено в РФ) и таким образом значительно укрепила свою связь с международным террористическим подпольем. Для решения этой проблемы Нигерии также нужна мощная современная армия, подготовке которой поспособствует Россия.
В январе 2022 г. появилась информация, что российские инструкторы теперь также занимаются подготовкой войск Республики Мали.
В заключение можно сказать, что позиции России в Африке еще не так сильны, как у Китая или стран Запада, однако имеются серьезные предпосылки для их дальнейшего укрепления. Может показаться, что РФ делает слишком большой упор на оборонное сотрудничество, в то время как КНР покоряет Африку огромными финансовыми инвестициями в сферы повседневной необходимости и тем самым привязывает к себе африканские страны. Но здесь следует отметить, что финансовые вливания без контроля использования средств и кредиты без гарантий возврата – слишком большой риск, и инвестиции большого объема всегда нуждаются в силовой защите. И когда КНР только начинала проникновение на Черный континент в далекие 1960-1970-е гг., еще не рассчитывая в скором времени сравниться там с Западом и СССР, китайская деятельность в Африке тоже представляла собой поставки оружия и военных специалистов для борющихся за независимость режимов. А уже в 2017 г. КНР добилась открытия в Африке, в стране Джибути, на побережье Аденского залива, своей военно-морской базы. По некоторым данным, на этой базе несут службу до 10 тыс. китайских военнослужащих, и хоть по официальной версии их задача – обеспечивать безопасность судоходства в Аденском заливе, таких сил вполне хватит для проведения операций в глуби Африканского континента, где работают китайские граждане и осуществляются дорогостоящие китайские проекты. К тому же неизвестно, какой процент из работающих в Африке китайских специалистов может являться сотрудниками силовых структур, обеспечивающими безопасность сограждан и материальных ценностей КНР.
Учитывая уровень военной, террористической и прочих угроз в африканских странах, с которыми больше всего работает Россия, вполне оправданно, что РФ стремится обеспечить силовую поддержку дружественных себе режимов. Когда их стабильность будет достигнута, можно будет приступать к осуществлению мирных и взаимовыгодных проектов, например, связанных с добычей урана и золота, строительством атомных электростанций и др. Планы российско-африканского сотрудничества – амбициозны и многочисленны.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».