EN|FR|RU
Социальные сети:

Ливия: трудные выборы в трудные времена

Виктор Михин, 06 января

LIB834233

Президентские выборы должны были бы состояться в Ливии 24 декабря, но теперь в раздираемой войной и едкой враждой, институциональными разногласиями стране мало кто верит, что голосование вообще состоится.

Высшая национальная избирательная комиссия (HNEC), орган, наблюдающий за голосованием, заявила с большим сожалением, что не смогла объявить окончательных утвержденных кандидатов из-за сохраняющихся юридических сомнений. С тех пор как HNEC открыла двери для кандидатов на президентские выборы, первые в истории Ливии, этот процесс был подорван ожесточенными разногласиями по поводу правовой основы процесса, его дат и того, кому должно быть разрешено баллотироваться, ряд противоречивых фигур выступил вперед.

После объявления Избирательной комиссии неизбежным следствием последней процедурной задержки является перенос дня голосования. Первый тур президентских выборов не может состояться 24 декабря, поскольку кандидаты имеют право на две недели официальной агитации после публикации окончательного списка кандидатов. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, HNEC еще не назначил новую дату для публикации окончательного списка. Правила, регулирующие голосование, предусматривают, что комиссия должна опубликовать список кандидатов через две недели после вынесения соответствующих судебных решений и рассмотрения апелляций. 2 декабря ливийский суд восстановил Сейфа аль-Ислама Каддафи, сына 40-летнего правителя Ливии Муаммара Каддафи, в качестве кандидата. Его кандидатура стала ключевым источником разногласий среди ливийцев и вызвала сомнения в том, что предстоящие президентские и парламентские выборы могут помочь преодолеть глубокие разногласия, которые охватили страну после насильственного смещения Каддафи в ходе грубого вмешательства стран Запада во главе с Францией во внутренние дела Джамахирии 10 лет назад. Международный уголовный суд, продолжая политику Запада по грубому вмешательству в дела страны, вновь подтвердил свою просьбу об аресте Сейфа аль-Ислама за «предполагаемые военные преступления», которые он якобы совершил в ходе борьбы против стран Запада.

Тем не менее Сейф аль-Ислам был не единственной вызывающей разногласия фигурой. Нынешний премьер-министр Абдель-Хамид Дебейба, кабинет которого находится в Триполи и известен своими тесными связями с Турцией, также вызвал споры, когда Дебейба объявил о своей кандидатуре. Дело в том, что ранее он пообещал не баллотироваться на этот пост в рамках договоренностей, которые предшествовали его назначению временным премьером год назад. После почти семи лет военного противостояния между правительством Триполи и восточными районами, контролируемыми командующим армией Ливии Халифой Хафтаром, решение Хафтара баллотироваться в президенты также «возмутило» некоторые страны на Западе, которые поклялись, что никогда не примут его в качестве президента. В связи с этими решительными заявлениями, можно спросить у западных политиков: а как же вопросы демократии, а как же ливийские выборы? Получается, что ливийцы просто обязаны выбрать не того президента, который сможет вытащить страну из той трясины, куда ее столкнул Запад, а того, который устроит Запад. Как говорится, «мы за демократию, но только за ту, которая, прежде всего, устроит нас».

Аналитики предупреждают, что пока не созданы условия для свободного и справедливого голосования по всей Ливии. И, несмотря на годичное прекращение огня, несколько инцидентов в области безопасности и передвижений сил вызвали опасения по поводу возобновления конфликта. В последние недели вооруженные люди заблокировали доступ в суд в Себхе, который рассматривал апелляцию против избирательной комиссии, отклонившей заявление Сейфа аль-Ислама Каддафи. В конце концов, суд восстановил его кандидатуру, но этот инцидент вызвал обеспокоенность временного правительства и ООН. Министр внутренних дел Халед Мазен позже предупредил, что временное правительство не может гарантировать безопасность на избирательных участках. Хафтара обвинили в стремлении создать военную диктатуру, и мало кто верит, что жители восточной Ливии смогут спокойно проголосовать против него. «На данный момент не существует минимального порога требований к инфраструктуре и безопасности для свободных и справедливых выборов», — сказала Аманда Кадлек, бывший член группы экспертов ООН по Ливии. Более того, голосование уже было омрачено обвинениями в мошенничестве. Некоторые избиратели жаловались в социальных сетях, что они отправились собирать свои регистрационные карточки избирателей, но обнаружили, что они уже кем-то собраны.

Выборы как президента, так и парламента были призваны, в первую очередь, восстановить стабильность и территориальную целостность Ливии. С учетом нынешних сложных разногласий по поводу того, кто имеет право баллотироваться, существует опасение, что насилие может легко вспыхнуть снова, независимо от того, будут ли выборы отложены или победа того или иного кандидата в конечном итоге не будет принята подавляющим большинством ливийцев. Тем не менее, учитывая возобновленную приверженность ключевых региональных и международных сторон, участвующих в Ливии, перенос выборов на короткий период времени не обязательно должен привести к возобновлению боевых действий. К этому, кстати, может привести тот факт, что Вашингтон «продавил» назначение прожженного бывшего американского дипломата Стефани Уильямс специальным советником генерального секретаря ООН по Ливии, которая будет прежде всего — и это естественно — продвигать интересы своей страны. Уильямс была ключевым игроком, стоявшим за сделкой, которая позволила создать новое временное правительство в Триполи в интересах США и других стран Запада. Уже сейчас западные СМИ демагогически заявляют, что идеальной сделки, которая могла бы осчастливить всех ливийцев, «никогда не будет», но если все ключевые мировые и региональные игроки во главе с Соединенными Штатами поддержат Уильямс в «ее трудной миссии», есть все шансы, что выборы все же состоятся и будет избрано то руководство, которое удовлетворит Запад.

Парламентские выборы, которые также должны были состояться 24 декабря, согласно дорожной карте, согласованной Уильямс год назад, уже были перенесены и теперь запланированы на февраль. Учитывая, что прошло уже 10 лет с тех пор, как Ливия была практически разделена на две, если не на три части, задержка, которая позволила бы провести как президентские, так и парламентские выборы в феврале, не является плохой договоренностью. Что имеет значение, так это четкое обязательство всех ливийских партий, особенно кандидатов на пост президента, принять результаты и сотрудничать с другими партиями для воссоединения страны. Следует сказать, что именно сейчас США, после своего ухода с Ближнего Востока, весьма заинтересованы в дешевой ливийской нефти.

Страны региона и мира, которые сохраняют военное присутствие в Ливии для поддержки одной конкурирующей группировки против другой, также должны вывести свои войска из богатой нефтью страны, если будущее Ливии должно быть стабильным. Утверждение о том, что военное присутствие Турции, например, было основано на соглашении, подписанном с предыдущим ливийским правительством, больше не может быть устойчивым. Правительство в Триполи, с которым Анкара подписала военное соглашение, так и не было принято всеми ливийцами и одобрено их парламентом. Таким образом, если Турция серьезно настроена помогать Ливии и отстаивать свои интересы с любым будущим правительством там, она, как поучают турецких политиков западные СМИ, «должна вывести свои войска и других наемников», которых она вывела из Сирии, в основном принадлежащих к предполагаемым террористическим организациям, близким к Аль-Каиде и ДАИШ (оба формирования запрещены в РФ). И если обе эти организации были созданы, как известно при активной помощи США, то в Ливии эти террористы поддерживают Турцию, которая в свою очередь не собирается уступать завоеванные позиции господам из Вашингтона.

Но самое важное в настоящее время, и в этом сходятся многие политики и дипломаты, заключается в том, чтобы общий импульс к проведению выборов в Ливии не ослабевал. Самая неотложная задача ливийских, международных и официальных лиц ООН — договориться о продлении мандата нынешнего временного правительства, чтобы заполнить политический вакуум, продолжить подготовку к выборам и предотвратить возвращение к гражданской войне.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Внутрипартийный раскол в НФОТ: текущее положение дел, ч.2
ООН-79: Бесконечные кризисы Вашингтона или многополярный мир и развитие?
Большая игра на Африканском Роге продолжается. Часть 1: Движущие мотивы турецкого посредничества
Речь Эммануэля Макрона в ООН: дымовая завеса для сокрытия колониального наследия Франции в Африке
Внутрипартийный раскол в НФОТ: история партии, ч.1