22.12.2021 Автор: Валерий Куликов

США усиленно закрепляются в Узбекистане

UZB93422

В стремлении создать устойчивые заделы для дальнейшего распространения своей экспансии на Центральную Азию Вашингтон делает в последнее время особый акцент на развитии отношений и сотрудничества с Узбекистаном.

Одним из направлений такой работы в этой стране стало активное открытие в Узбекистане «Американских уголков». Это поддерживаемая правительством США глобальная сеть из более чем 600 образовательных центров открытого доступа, имплантированная уже в более чем 140 странах и занимающаяся, казалось бы, «распространением американской культуры и американских ценностей во всех странах мира». Однако, созданные в виде современных библиотек, они являются одним из основных элементов американской «мягкой силы». В марте 2021 года посольство США открыло «американский уголок» в городе Карши, всего посольство США планирует открыть по всему Узбекистану как минимум шесть новых подобных структур, для чего уже выделено свыше 860 тысяч долларов.

Другим направлением экспансии США в Узбекистан являются устремления USAID взять под свой контроль фармацевтическую промышленность этой страны. В этих целях USAID открыло в Узбекистане так называемый «Клуб качества», который, как заявлено, «будет способствовать развитию фармацевтической промышленности и местных фармацевтических производителей». Как уточняется в релизе посольства США, содействие будет заключаться «в обсуждении обновлений, проблем и решений, связанных с регулированием лекарственных средств и медицинских изделий в республике». Присутствовавшие при открытии «Клуба качества» представители США обсудили текущее состояние узбекской фармацевтической промышленности, вклад местных производителей лекарственных средств в общий рынок, а также достижения, препятствия и направления развития в фармацевтической промышленности. Рекламные декларации посольства США звучали, как всегда, благородно, если, правда, не забывать, что американские «благотворительные» организации ничего не делают даром.

Ради объективности оценки этого события необходимо напомнить, что в сфере фармацевтической продукции существует достаточно жесткая сертификация. И это, в частности, наглядно подтверждает «фармацевтическая война» вакцин против коронавируса, в которой именно США сделали весьма много, чтобы не пустить на этот рынок российскую вакцину «Спутник V». Поэтому несложно предположить, что результатом деятельности USAID станет не продвижение узбекской фармацевтической продукции на американский и европейский рынки, а навязывание Узбекистану импорта американских препаратов и захват узбекского фармацевтического рынка. Что же касается самой узбекской промышленности, которая за последние годы продемонстрировала значительный рост, то ей, под давлением USAID и западных концернов, вряд ли удастся выжить, так как транснациональным корпорациям конкуренты не нужны.

Однако, помимо установления полного контроля над фармацевтической промышленностью Узбекистана, у USAID есть и другая цель. И она заключается в экспансии через Узбекистан на всю фармацевтическую промышленность ЕАЭС, с учетом получения этим центральноазиатским государством статуса наблюдателя в Евразийском союзе, и уже начавшейся адаптации Ташкента своих стандартов к требованиям ЕАЭС. А с учетом значительности рынка ЕАЭС, USAID явно рассчитывает при посредничестве Узбекистана занять и там соответствующие выгодные Вашингтону позиции, получить допуск к новейшим фармацевтическим разработкам ЕАЭС.

Однако усилившийся в последнее время «охват Узбекистана» осуществляется Вашингтоном не только по этим направлениям. Так, на днях в Узбекистане прошли активные обсуждения политического и экономического партнерства между двумя странами с участием помощника государственного секретаря по Южной и Центральной Азии Дональдом Лу. В рамках состоявшейся 13 декабря в Ташкенте встречи были обозначены наиболее перспективные направления дальнейшего расширения двустороннего экономического партнерства, среди которых горнодобывающая промышленность, химическая отрасль, сельское хозяйство, текстильная промышленность и другие направления. Американская сторона подчеркнула, что за одиннадцать месяцев 2021 года товарооборот между двумя странами вырос на 48,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Кроме того, за последние несколько лет количество предприятий с американским капиталом в Узбекистане увеличилось в два раза. Стороны выразили готовность провести в первой половине 2022 года совместно с Американо-Узбекской торговой палатой (AUCC) бизнес-форум для представителей американского и узбекского деловых сообществ.

Представители США также подчеркнули важность укрепления сотрудничества в области безопасности путем углубления связей между оборонными ведомствами, правоохранительными органами, пограничными и таможенными структурами. Соединенные Штаты выразили признательность за содействие, предоставляемое Узбекистаном поставщикам гуманитарной помощи в Каргоцентре в Термезе, и приветствовали инициативу Узбекистана по созданию регионального логистического хаба в Термезе под эгидой ООН для оказания срочной гуманитарной помощи народу Афганистана.

В указанных условиях активизация военного сотрудничества с Узбекистаном остается в активной повестке дня Вашингтона. Узбекистан остается наиболее удобной страной Центральной Азии для размещения базы или контртеррористического центра ВВС США – с прицелом на Афганистан. Поэтому дискуссии американских и натовских «партнеров» с Ташкентом продолжаются. Узбекистан, как и многие постсоветские республики, партнерствует с НАТО «во имя мира» с 1990-х годов – участвует в консультациях, обменах делегациями, и даже в совместных маневрах войск на территории США. И все же в течение 20 минувших лет узбекские военнослужащие не «помогали» Пентагону в Афганистане с оружием в руках, как грузинские, украинские и другие. Напротив, ближе к финишу бесславной афганской миссии США Ташкент начал успешно налаживать конструктивные связи с «политическим офисом» талибов, продвигать узбекско-афганские экономические проекты сотрудничества.

Тем не менее Вашингтон не оставляет надежд на укрепление стратегического партнерства с Узбекистаном в форме военных проектов или объектов – региональный выбор слишком ограничен. Поэтому представители CENTCOM США еще не раз появятся в Ташкенте, однако влияние американцев на ситуацию в горячем регионе будет неуклонно снижаться.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: