EN|FR|RU
Социальные сети:

Проводимая Эрдоганом политика ведет к провалу

Владимир Одинцов, 23 ноября

EE9242

Всеобщие выборы в Турции намечены на 18 июня 2023 года, но по инициативе оппозиционных Эрдогану политических сил могут произойти и раньше. Избиратели выберут нового президента, а также 600 членов Великого национального собрания Турции, каждый сроком на пять лет. Поэтому уже сейчас президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган активно стремится укрепить в глазах граждан образ национального лидера, который прямолинейно идет к поставленной цели, занимая максимально жесткую официальную позицию по любому вопросу.

Однако не все так радужно, как хотелось бы Эрдогану, оказывается во внешней и внутренней политике нынешнего турецкого президента. В последний период стала расти внутрипартийная напряженность в правящей Партии справедливости и развития (ПСР), страну постоянно потрясают крупные коррупционные скандалы, что вынуждает наиболее заметных членов ПСР покидать ее ряды, а некоторые создают новые партии. В частности, речь идет о бывшем вице-премьере Али Бабаджане, бывшем главе МИД Турции и премьер-министре Ахмете Давутоглу и некоторых других, которые стояли у истоков ПСР. Они заявляют, что «Турции нужно совершенно новое видение будущего», объявляют, что «у Эрдогана ресурсы для дальнейшего проведения геополитического эксперимента исчерпаны», что «экономика страны не выдерживает его амбициозную внешнюю политику».

Еще прошедшим летом агентство Bloomberg констатировало, что правящую партию поддерживают только 27% граждан страны. Это является самым низким показателем с момента основания ПСР. Среди причин такой ситуации называется безудержная инфляция, высокий уровень безработицы, неэффективные меры по борьбе с коронавирусом, неправильное управление экономикой и истощение резервов ЦБ в иностранной валюте во время правления банком бывшего министра финансов и зятя Эрдогана Берата Албайрака. На этом фоне лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу решил бросить печатку Эрдогану, призвав его даже провести досрочные выборы. Кылычдароглу считает, что «Турция теряет геополитическую иммунную систему из-за отсутствия внятной внешней политики» и не в состоянии вести игру сразу на всех площадках: в Восточном Средиземноморье, в Сирии, Ираке, в Ливии и на Кавказе.

Действительно, ранее декларированный лидером ПСР внешнеполитический курс на «ноль проблем с соседями» обернулся конфликтами с большинством из них (Сирия, Греция, Кипр, Армения, Ирак, Египет, Израиль). Затянувшийся процесс интеграции Турции в ЕС сегодня практически заморожен, обострились разногласия Анкары с Вашингтоном и Брюсселем по ряду региональных проблем. А стремление Эрдогана объединить «под своим крылом» «осколки Османской империи», в том числе и в ходе состоявшегося под Стамбулом 12 ноября саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, или Тюркского совета, с последующей демонстрацией Эрдоганом «карты нового тюркоязычного мира», вызвало лишь дополнительные нарекания в его адрес со стороны многих стран. И это не удивительно, так как «новый мир» по-эрдогановски включает в качестве частей «Османской империи-2», помимо самой Турции, также Казахстан, Азербайджан, Балканы, Киргизию, Узбекистан, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, часть территорий Монголии и Ирана, Европы и значительную территорию России: Якутию, Бурятию, Алтай, Хакасию, Башкирию, Татарстан, Туву, Саратовскую, Самарскую, Астраханскую, Ульяновскую, Пензенскую, Оренбургскую, Челябинскую, Курганскую, Омскую, Новосибирскую области. Явно покушаясь тем самым на территориальную целостность других государств.

Не секрет, что в планах создания новой неоосманской империи Эрдогана особое место занимают Сирия, Ирак и даже Ливия, где в последние годы Анкара активно пытается закрепиться, в том числе и с использованием своих вооруженных сил. Путем расширения, например, военного присутствия в Сирии под лозунгом «борьбы с курдским терроризмом» Эрдоган явно рассчитывает затем присоединить к Турции земли, населенные потомками древних туркмен (туркоманами), которые одной крови с собственно турками. Те и другие – потомки средневековых сельджуков. Но вот остальные жители Сирии в новую Османскую империю явно не стремятся, а посему в этой стране не только среди курдов растут в последнее время антирурецкие настроения.

Несмотря на активное развитие турецкого военно-промышленного потенциала и материально-техническое усиление Эрдоганом турецкой армии, у Турции все еще не хватает сил, чтобы завоевать жемчужину Османской империи – Египет. А уж тем более пойти победным маршем по странам Магриба, по Северной Африке. Но эти экспансионистские устремления Анкары для указанных стран уже давно очевидны, в результате чего на любые попытки Анкары вмешаться во внутреннюю жизнь этих стран происходит весьма четкое противодействие. Как, в частности, это произошло в ответ на недавние попытки Турции через «Братьев-мусульман» (формирование запрещено в РФ) добиться смены власти в Каире, после чего опиравшийся на них экс-президент Мурси был отстранен от власти. Аналогичный результат будет, и на попытку Анкары через своих наемников повлиять на развитие ситуации в Ливии, арабо-берберийское население которой терпеть не может турок-тюрков, которые владели здешними землями до 1911 года, прекрасно помнит их в роли завоевателей.

В последнее время Анкара заключила ряд соглашений с Киевом, в том числе в военной и военно-технической областях. Большую инициативу турецкие власти проявляют в Закавказье, в особенности в вопросах интеграции Баку и Тбилиси в военные структуры НАТО (совместные учения и маневры, подготовка кадров, перевод на натовские стандарты вооружений). Однако указанные шаги, многие из которых имеют откровенно антироссийский вектор, с опасением, а подчас и с откроенной критикой, воспринимаются в Москве, что не улучшает отношения Турции с Россией. При том что Россия в последние годы превратилась в весьма важного для Анкары делового партнера: и в превращении Турции в газовый хаб за счет строительства «Турецкого потока», и в оснащении передовым российским оружием, включая и ЗРК С-400, и в существенном поддержании российскими гражданами туристической отрасли Турции.

Таким образом, вовсе не удивительно, что на фоне череды кризисов и скандалов, провалов во внешней политике авторитет Эрдогана и его партии продолжает снижаться. Сегодня Эрдогану уже никого не очаровать пафосными высказываниями — ни на внешней арене, ни внутри страны. От ПСР и самого Эрдогана требуется существенная корректировка политики, в противном случае — после выборов 2023 года (29 октября 2023 будет отмечаться столетие Турецкой республики) власть может перейти к другим политическим силам страны, в частности к кемалистам из НРП.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Турция – БРИКС: между членством и партнёрством
Турецкие политики взволнованы угрозами Израиля?
Не играйте со спичками: США, НАТО и Израиль реализуют принцип ‘451 градус по Фаренгейту’!
Реджеп Эрдоган предлагает новую реформу ООН по принципу «Мир больше пяти государств»…
Турция намерена вступить в БРИКС, или лишь зондирует такую возможность?