02.11.2021 Автор: Пётр Коновалов

Угольный экспорт РФ в Индию и его связь с евразийской интеграцией

COA3422

Когда начался массовый отказ от использования угля в странах, следующих «зеленой» политике, многие специалисты предсказывали, что скоро этот вид топлива будет совсем забыт, а его добыча и экспорт полностью перестанут приносить прибыль осуществляющим их странам. Уже тогда это казалось маловероятным, поскольку «развитые» страны (в первую очередь западные), переставшие сжигать уголь на своей территории, от благ цивилизации и промышленных товаров отказываться не собирались, – просто их «грязные» производства уже давно перенесены на территорию «развивающихся» стран, прежде всего, в Китай.

Кроме КНР есть и другие страны, которые от такого дешевого и надежного вида топлива, как уголь, отказаться не могут и не собираются, поскольку им нужно поддерживать и развивать промышленность, чтобы преодолеть нищету. Второе место после Китая по потреблению угля сейчас занимает Индия. Интересно отметить, что третье место, по данным 2020 г., принадлежит «главному стражу западных ценностей» – США.

В феврале 2018 г. в индийском Гоа состоялась очередная конференция Coaltrans – мероприятие, которое проходит в разных странах, собирая со всего мира тысячи специалистов, связанных с добычей, перевозкой и куплей-продажей угля. Там было объявлено, что индийское правительство в скором времени намерено приступить к реализации целого ряда инфраструктурных и энергетических проектов, для которых потребуется много стали и топлива. Кроме того, имелся план увеличения производства стали в Индии до 300 млн тонн в год к 2030 г. Тогда участники Coaltrans сошлись на мнении, что в ближайшие десять лет индийская сталелитейная промышленность будет в значительной степени зависеть от импорта коксующегося угля. По заявлению участников конференции, для осуществления этих планов собственного угля Индии будет недостаточно. Ожидалось, что только в 2018-2019 финансовом году ее потребность в импортном угле увеличится более чем на 10 млн тонн (тогда он составлял 100 млн тонн в год). Также на конференции было высказано предположение, что повышение индийского и китайского спроса создаст дефицит угля на мировом рынке, что приведет к существенному росту цен на этот вид топлива.

На тот момент главным поставщиком угля в Индию была Индонезия, а в Китай – Австралия. Ожидалось, что повышение мировых цен на уголь положительно скажется и на угольном бизнесе России. Зная ситуацию на международном рынке, российские угледобывающие компании в 2018 г. стали наращивать добычу.

И действительно, в 2018 г. индийский импорт энергетического угля возрос на 19%, превысив 172 млн тонн. Тогда основными индийскими поставщиками выступили Индонезия, ЮАР и США, однако самый быстрый прирост угольного экспорта в Индию в 2018-2019 гг. показала РФ.

В 2020 г. весь мир охватила эпидемия COVID-19, и индийское руководство ввело карантинные меры, из-за которых временно прекратили работу многие компании и были остановлены многие производства. В результате потребность индийской энергетики в топливе значительно снизилась, и индийский угольный импорт начал стремительно снижаться. Экспорт пришлось снизить всем странам, входящим в первую десятку индийских поставщиков, в том числе России. Однако все равно в 2020 г. РФ продала Индии угля более чем на $681 млн и заняла в списке индийских угольных экспортеров пятое место. Особую значимость этому достижению придает тот факт, что между Россией и Индией нет прямого железнодорожного сообщения, и большая часть грузов из РФ попадает в Индию морем, через Суэцкий канал.

Понимая, что для выхода из спровоцированного коронавирусом экономического кризиса придется в скором времени не только восстановить производство, но и нарастить его, чтобы наверстать упущенное время, в том же 2020 г. индийское руководство задумалось о будущем большом увеличении угольного импорта. Важная роль в этом была отведена России.

В августе 2020 г. стало известно, что Нью-Дели и Москва вели переговоры об увеличении российского экспорта в Индию антрацита и коксующегося угля. Это угли высокого качества, которые могут предложить далеко не все угольные поставщики, и особенно полезные для нужд металлургии. Индия заявила о готовности довести их экспорт до 40 млн тонн в год (тогда такое количество угля стоило около $4,5 млрд). То есть речь шла о скупке Индией почти 87% объема этих российских товаров, предназначенных на экспорт.

Как упоминалось выше, перевозка больших грузов между Индией и РФ осуществляется через Суэцкий канал. Это довольно долго и дорого, и если речь идет о регулярных поставках больших объемов угля, то желательно найти более короткий маршрут. Такой маршрут есть – это Международный транспортный коридор Север-Юг (МТКСЮ). Проект этого коридора, идущего из Индии через Иран в Россию, а далее при желании – в другие европейские страны, зародился еще в 1990-х гг. С тех пор страны-участницы проекта постепенно развивали свои транспортные маршруты, готовясь соединить их в единый разветвленный коридор, состоящий из железнодорожных, морских и автомобильных отрезков. Если РФ уже выполнила значительную часть работы на своей территории, продлив, например, российскую железнодорожную сеть до порта Оля на Каспийском море, то Индии, Ирану и присоединившемуся к проекту Азербайджану предстоит еще немало сделать. Работы велись не очень быстро, в том числе потому, что поток товаров, который планировалось пустить по маршруту, был не очень велик. Однако индийский экспорт в Европу, значительно увеличившийся в последние годы, подстегнул работу над МТКСЮ, а крупные перевозки угля в Индию из РФ должны будут дать ей еще один очень мощный стимул.

В июле 2021 г. стало известно, что российский экспорт угля в Индию действительно сильно вырос. Так, компания «Сибантрацит», крупнейший российский производитель металлургических углей, сообщила, что в первом полугодии 2021 г. ее поставки в Индию увеличились на 140%.

Однако все равно на РФ пока что приходится не самая большая часть индийского угольного импорта. Больше всего угля Индия покупает в Австралии. Свою роль сыграла «торговая война» Запада с Китаем, в результате которой в 2020 г. Китай отказался от австралийского угля, и австралийским компаниям пришлось срочно перенаправить нераспроданный товар в Индию.

Тем не менее все шансы укрепить позиции на индийском угольном рынке у России есть: Индия по-прежнему собирается многократно увеличить производство стали, заинтересована в российском высококачественном угле и готова довести его импорт до 40 млн тонн в год, как было заявлено в 2020 г. РФ наращивает добычу на своих огромных месторождениях. Требуется лишь завершить работы над коридором Север-Юг и начать его полноценную эксплуатацию.

Формирование и начало интенсивного использования МТКСЮ сами по себе являются важными задачами для России и Индии, реализация которых принесет пользу не только этим странам, но и всему региону, улучшив в нем транспортное сообщение и создав условия для роста торговли. Выполнение этих задач, по-видимому, связано с развитием российско-индийской угольной торговли: предстоящие перевозки угля ускорят запуск МТКСЮ, а запуск МТКСЮ поможет нарастить экспорт угля из РФ в Индию до максимума. Когда РФ максимально загрузит коридор углем, а Индия – своими экспортными товарами, это простимулирует региональное экономическое развитие и станет большим шагом на пути евразийской интеграции.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: