EN|FR|RU
Социальные сети:

Идеологические диверсии или просто кривые руки?

Константин Асмолов, 17 августа 2021

MBC34234

1 июля 2021 г. правительство РК запросило полицейское расследование того, как в видеоклип, представляющий Сеул на саммите по глобальному изменению климата в мае, была включена карта Пхеньяна.

Запрос поступил после того, как внутреннее расследование министерства не смогло проверить, по ошибке или намеренно субподрядчик включил карту в клип, показанный во время церемонии открытия виртуального партнерства в интересах зеленого роста и саммита глобальных целей (P4G). Министерство также начало внутреннюю дисциплинарную процедуру в отношении трех должностных лиц Бюро по подготовке к саммиту P4G, которые отвечали за надзор за подготовкой к церемонии открытия и сделало выговор своей группе планирования P4G.

Ошеломляющий момент произошел на крупнейшей в истории международной конференции, организованной Южной Кореей. Видеоклип был разработан для того, чтобы донести до остального мира сообщение о том, что Южная Корея играет активную роль в руководстве международной кампанией по решению глобальных климатических проблем и что Сеул является центром этого крестового похода.

Видео предшествовало вступительной речи президента Мун Чжэ Ина, и в нем были представлены панорамные виды Сеула. Затем на экране появилась аэрофотосъемка острова, но не Ёыйдо на реке Ханган, а Ныннадо на реке Тэдонган в Пхеньяне. Затем камера увеличила масштаб для последовательного просмотра реки, Пхеньяна и южной части провинции Пхенъан в КНДР.

Ошибка была обнаружена с опозданием, когда об этом сообщили местные СМИ. Затем во второй половине дня картинку заменили на Сеул. Еще позднее представитель Голубого дома сообщил СМИ, что группа планирования P4G при Министерстве иностранных дел передала проект на аутсорсинг частной компании. Внутреннее расследование длилось больше двух недель и показало, что субподрядчик, ответственный за создание видео, ошибочно включил в клип карту северокорейской столицы, и что карта осталась незамеченной, несмотря на три репетиции.

Консерваторы немедленно заявили об «идеологической диверсии», так как инцидент выходит за рамки простой ошибки субподрядчика. «Демонстрация изображения Пхеньяна для такого большого события — это протокольная катастрофа и источник унижения для Южной Кореи». Невозможно, чтобы Голубой дом и лично секретарь президента по протокольным вопросам Так Хен Мин не заметил такого во время предварительных просмотров, а значит, это было вставлено намеренно, чтобы отразить просеверокорейские симпатии администрации Мун Чжэ Ина. Тем более что на брифинге для прессы о достижениях саммита P4G министр иностранных дел Чон Ый Ен попросил журналистов не задавать вопросов о видео, чтобы «помешать журналистам углубиться в это фиаско».

Нашли ли северокорейские козни, пока неведомо, ибо в конце июля всех ожидало еще большее фиаско, связанное с тем, какие «неподобающие изображения» использовала 26 июля 2021 г. телекомпания MBC для изображения нескольких стран во время церемонии открытия Олимпийских игр в Токио:

  • Норвегию, Италию и Японию олицетворяли, соответственно, лосось, пицца и суши, что уже вызвало вопрос, обрадуются ли корейцы, если их будут указывать как едоков собачатины.
  • Символом Румынии оказался граф Дракула, а Сальвадора — биткойн, как будто телеканал пытался напомнить зрителям о принятии центральноамериканской страной виртуальной валюты в качестве официального тендера.
  • Появление спортсменов Украины проиллюстрировали изображением Чернобыльской катастрофы 1986 года, которую назвали худшей ядерной аварией в истории.
  • Когда на стадион вошли игроки Гаити, MBC опубликовала фотографии беспорядков с рассказом об убийстве президента Гаити Жовенеля Мойса в начале этого месяца.
  • Австралию MBC описал как «Сердце Океании», а Иран — как «Центр ислама».
  • Маршалловы Острова MBC описал как когда-то ядерный испытательный полигон для Соединенных Штатов. А Микронезию из 2100 островов в западной части Тихого океана «поместили» в Атлантический.
  • Столицу Чили Сантьяго перепутали с испанскими паломническими маршрутами Сантьяго-де-Компостелла, дав в эфир их изображение.

На следующий день о неподобающем выборе изображений и объяснений MBC сообщили даже иностранные СМИ, включая New York Times и CNN, и телеканалу пришлось извиняться. «Мы использовали некоторые неподобающие изображения и выражения во время трансляции церемонии открытия Олимпийских игр в пятницу вечером. Мы искренне приносим извинения странам и их народам, а также нашим зрителям», — говорится в заявлении. «Мы подготовили изображения и подписи, чтобы эффективно представить каждую страну, потому что время, отведенное для каждой страны, было таким коротким, но мы были небрежны».

MBC заявил, что не намерен оскорблять людей по всему миру, и пообещал не повторять таких непростительных ошибок, чтобы немедленно допустить следующую, освещая футбольный матч между Южной Кореей и Румынией. Во время рекламного перерыва MBC сделал подпись «Спасибо, Марин!», имея в виду румынского защитника, который забил автогол на 27-й минуте и привел Южную Корею к победе.

Ким Сэ Вон, автор книги «Глобальный культурный код», в связи с этим сказал, что «Олимпийские игры преследуют такие цели, как мир, гармония и примирение. Но MBC сделала обратное […] У каждой страны есть темная сторона, которой они не хотят открыто делиться с другими. Но MBC использовала их в качестве своих репрезентативных изображений. То, что они сделали, далеко от олимпийского духа».

Наверно, здесь тоже можно было бы поискать идеологических диверсантов или порассуждать о присущем корейцам расизме и двойных стандартах, но автор придерживается «бритвы Хэнлона»: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью».

В современном российском интернет-сленге есть термин «синдром девочки-дизайнера», обозначающий ситуацию, когда (независимо от пола) невежественный и некомпетентный работник медиа или пиара становится поводом для громкого скандала. Например, когда на плакате, посвященном победе над нацистской Германией, в центре композиции обнаруживается немецкий танк или самолет. Просто потому, что за полчаса до сдачи проекта в картинку вставляли какой-нибудь хорошо выглядящий танк, а стоит ли за ним что-то большее – уже за пределами интеллекта. Дизайнер разбирается в картинке, а не в моделях танков!

В Южной Корее такие «дизайнеры» и прочие работники «сферы искусства» демонстрируют себя с изрядной периодичностью, Вот в феврале 2021 г. лидер K-pop группы act GFriend Совон извиняется за то, что поделилась фотографиями, на которых она обнимает манекен, одетый как нацистский солдат. При этом некоторые корейские фанаты защищают ее, говоря, что это была просто ошибка. А ранее, в июле 2020 г. июле музыкальное видео группы BLACKPINK «How You Like That» вызвало ажиотаж из-за использования статуи божества Ганеши без понимания того, что это значит для ее индийских поклонников. В мае того же года лейбл K-pop titan BTS Big Hit Entertainment принес извинения за сэмплирование проповеди Джима Джонса: того самого лидера секты «Народный храм», ответственного за гибель более 900 человек в Гайане в 1978 году.

А истории с баром «Гестапо», владельцы которого искренне недоумевали, почему иностранные туристы им возмущены, пять, если не больше, лет?

Общее разгильдяйство добавляется к этому, так что сюда же «чудеса гимнастики», из-за которых перебежчики преодолевают неприступные заграждения, или подвиги хакеров, ломающих сети, не подключенные к Интернету потому, что на самом деле они были подключены.

Так что к подобным историям надо относиться без политической подоплеки. Что, на самом деле, хуже.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Индо-Тихоокеанский регион готовится к возвращению Трампа
О сессии ВНС КНДР
Дело Telegram: корейское измерение
Украинская «утка» о северокорейских военных в зоне СВО
США: разлом углубляется по мере приближения сроков выборов