03.08.2021 Автор: Дмитрий Бокарев

Ралли «Шелковый путь»: спорт объединяет Евразию

KAM00324

Любое крупное культурное или спортивное мероприятие – это возможность для участвующих в нем стран заявить о себе, показать свои достижения и привлечь партнеров. Кроме того, международные торжества и состязания показывают состояние отношений между государствами-участниками и способствуют развитию этих отношений даже в сферах, далеких от спорта или культуры, становясь площадками для встреч и переговоров на высоком уровне.

Одно из спортивных мероприятий, отражающих международные отношения на Евразийском континенте, – ралли «Шелковый путь».

Это многодневный автопробег по территории России и других стран Евразии. Команды из разных государств соревнуются в том, кто первым пройдет маршрут в несколько тысяч километров. Часть пути идет по бездорожью, а часть – по дорогам общего пользования. На дорогах участники должны соблюдать все правила дорожного движения, и настоящая «гонка» возможна лишь на отдельных участках маршрута. Поэтому для победы важны не только навыки скоростного вождения, но и способность планировать время и следовать графику. Состязание проходит в нескольких категориях: автомобили-внедорожники, грузовые автомобили, мотоциклы и квадроциклы.

Впервые автопробег «Шелковый путь» прошел в 2009 г. по территории России, Казахстана и Туркмении. Эти страны в древности соединял Великий Шелковый путь. В память об этом древнем «евразийском интеграционном проекте» и получило свое название ралли. Уже тогда инициаторы соревнования – лидеры упомянутых стран заявили, что автопробег является символом давних и прочных отношений, связывающих три народа и три государства.

В первом «Шелковом пути» участвовали спортсмены из 25-ти стран и 71 автомобиль, тогда соревновались только внедорожники и грузовики. Начавшись в Казани (РФ), автопробег прошел через казахстанские города Уральск, Бейнеу и Жанаозен, туркменский Туркменбаши и завершился в столице Туркмении Ашхабад. Длина пути составила более 4,6 тыс. км, и более трети этого расстояния пролегало по местности с тяжелыми условиями. За восемь дней гонки спортсмены пересекли пустыни Устюрт и Каракумы. В категории «внедорожники» в 2009 г. победила Испания, а первое место в категории «грузовые автомобили» заняла команда из РФ «КАМАЗ-мастер», которая выступает на автомобилях российского завода «КАМАЗ» и регулярно демонстрирует миру возможности этих машин на различных соревнованиях.

Что касается политической составляющей мероприятия, о которой говорилось выше, то первое ралли «Шелковый путь» отражало давно назревшую к тому моменту потребность в евразийской интеграции. Две из трех стран, учредивших ралли, – Россия и Казахстан, к тому времени уже восемь лет сотрудничали в этой области в составе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Также сам по себе автопробег указывал на путь, которым будет достигнута интеграция: это создание единой транспортной системы, охватывающей весь континент, важную роль в которой сыграет развитая сеть автомобильных дорог.

Россия и ЕврАзЭС оказались не единственными силами, выступавшими за евразийскую интеграцию. Такую же цель поставил перед собой Китай. В 2013 г. китайский лидер Си Цзиньпин, находясь в Казахстане, выдвинул инициативу «Новый Шелковый путь», которая подразумевает транспортную и экономическую интеграцию Европы и Азии через создание единой континентальной транспортной системы, включающей старые и новые сухопутные пути – железные дороги и автомобильные маршруты. То есть китайская инициатива соответствовала идеям ЕврАзЭС. И обе стороны использовали как пример Великий Шелковый путь, соединивший Европу и Азию тысячи лет назад, благодаря чему спортивное мероприятие и китайская инициатива получили схожие названия. Такое совпадение не могло остаться незамеченным, и с 2016 г. Китай стал принимать активное участие в автопробеге «Шелковый путь» и в его организации. Стартовав в Москве, ралли «Шелковый путь – 2016» через 17 дней и 10,7 тыс. км завершилось в Пекине. В тот раз в гонке участвовали спортсмены из 41 государства. С тех пор эмблемой ралли является китайский белый тигр.

Юбилейное ралли «Шелковый путь – 2019» стартовало в Иркутске (РФ). Тогда в состязании впервые появились такие категории, как «мотоциклы» и «квадроциклы». Маршрут пролегал через территории России, Монголии и Китая. Преодолев сибирскую тайгу, монгольскую степь и пустыню Гоби, спортсмены завершили свой путь в городе Дуньхуан (КНР). Тогда в категории «грузовые автомобили» первое, второе, третье и четвертое места достались российским экипажам из «КАМАЗ-мастер». Автопробег 2019 года показали телеканалы 190 стран.

Ожидалось, что в 2020 г. ралли «Шелковый путь» пройдет с не меньшим успехом и принесет еще большую популярность России, Китаю, их планам евразийской интеграции и производителям участвующих в автопробеге машин. Также можно было рассчитывать на развитие туризма в местах, через которые пройдет автопробег. Однако в 2020 г. планету охватила пандемия COVID-19, и ралли «Шелковый путь – 2020» было отменено.

В 2021 г., когда появилась надежда на защиту от опасной инфекции благодаря новым вакцинам, автопробег все-таки решили провести. Новый маршрут длиной более 5,4 тыс. км изначально включал десять этапов и пролегал через Сибирь, Горный Алтай (РФ), монгольскую часть пустыни Гоби и должен был завершиться в столице Монголии Улан-Баторе.

Автопробег стартовал 1 июля. Особую сложность состязаниям придавала установившаяся в регионе жара. Команда «КАМАЗ-мастер» выступала на новой машине, созданной на базе недавно увидевшего свет поколения грузовиков КАМАЗ К5.

К сожалению, вскоре после начала автопробега пришли печальные известия о том, что в Монголии зафиксирована новая вспышка коронавируса, а также бубонной чумы, которая уже много веков является бичом этого региона.

В результате медицинский штаб «Шелкового пути» принял решение сократить маршрут ралли почти в два раза, исключив из него монгольскую часть. Вместо этого дополнительные три этапа были проведены на территории Горного Алтая. Гонка завершилась 6 июля в столице региона Горно-Алтайске (РФ).

Несмотря на сокращение маршрута, «Шелковый путь – 2021» все равно стал незабываемым приключением для спортсменов и прекрасным зрелищем. Весьма интересной была борьба двух признанных лидеров в категории «грузовые автомобили» – российской команды «КАМАЗ-мастер» и белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто», представляющей Минский автомобильный завод (МАЗ). Победителем в гонке грузовиков снова стала «КАМАЗ-мастер», Белоруссия заняла второе место.

Ралли «Шелковый путь» по-прежнему остается одним из самых значимых мероприятий такого рода в Евразии. Оно привлекает внимание к проблеме международного транспортного сообщения в регионе, демонстрирует достижения автомобильной промышленности стран-участниц и помогает испытывать в сложнейших условиях новые технологии. Но главное, «Шелковый путь» укрепляет сотрудничество между Россией, странами Центральной Азии, Монголией и КНР и поддерживает дружеские отношения между народами этих стран. Новые вакцины, которые разрабатываются по всему миру, дают надежду на то, что в скором времени пандемия COVID-19 будет взята под контроль, и когда это произойдет, можно рассчитывать, что ралли «Шелковый путь» и другие подобные мероприятия разовьются, достигнут невиданного размаха, с каждым годом оказывая все большее позитивное влияние на жизнь региона.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: