23 мая 2021 г. премьер-министр Исламской Республики Пакистан Имран Хан заявил, что Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК) положительно скажется не только на экономическом росте Пакистана, но и на развитии всего южно-азиатского региона. Имран Хан высоко оценил скорость работ по созданию особых экономических зон в рамках КПЭК, которые, как полагают многие эксперты и аналитики, зададут новый импульс индустриализации Пакистана и окажут стране помощь в привлечении иностранных инвестиций.
Представленный мировой общественности в 2015 г. Китайско-пакистанский экономический коридор является одним из ведущих проектов в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Он стал главным двусторонним соглашением между Китаем и Пакистаном за последнее десятилетие, а его бюджет насчитывает более $62 млрд.
В 2016 г. в рамках КПЭК в пакистанском городе Суккур состоялась торжественная церемония открытия этого инфраструктурного проекта, ознаменовавшая начало строительства дорожного участка между городами Суккур и Мултан, который должен был стать частью сети автомобильных дорог, соединяющих города Пешавар и Карачи.
КПЭК имеет огромное значение не только для Пакистана, но и для Поднебесной. Чтобы повысить уровень жизни населения и вступить на новый этап развития, Пакистану, прежде всего, необходимо обеспечить высококачественную транспортную инфраструктуру. КПЭК играет одну из ключевых ролей в процессе индустриализации страны. Как известно, Пакистан находится на перекрестке путей между Китаем, Средней Азией и Ближним Востоком. Чтобы эффективно реализовывать свои товары по всему миру, укрепляя, таким образом, свою экономику, КНР жизненно необходимо иметь эффективную транспортную систему. КПЭК ощутимо упрощает Китаю его логистические процессы.
Согласно оценке пакистанских властей, ВВП государства мог бы расти на 4% быстрее, если бы этому не препятствовала чрезвычайно ветхая, неэффективная и устаревшая транспортная сеть. КПЭК призван исправить эту проблему. Современные транспортные системы, построенные в рамках КПЭК, соединяют морские порты в прибрежных городах Гвадаре и Карачи с северным Пакистаном, а также со многими населенными пунктами на западе Китая и в Центральной Азии. Это в скором времени принесет плоды и поможет экономике Пакистана развиваться интенсивнее.
Очень важно отметить, что, к огромному сожалению, в Пакистане на сегодняшний день очень высок уровень террористической угрозы, а также в этом государстве часто случаются массовые беспорядки. К примеру, в апреле 2021 г. страну захлестнули крупные протесты, о которых уже сообщалось ранее. Чтобы предотвратить возможные попытки разрушить столь важные для государства дороги демонстрантами в знак протеста против иностранных проектов, руководство Пакистана в 2019 г. приняло решение направить на охрану КПЭК своих военнослужащих. Это важный аспект, так как дороги, соединяющие города страны и способствующие процветанию внутреннего рынка, теперь находятся под усиленной защитой. Подобные меры не только значительно повышают уровень безопасности для пакистанских транспортных коммерческих организаций, но и вносят колоссальный вклад в повышение внутренней мобильности граждан. Теперь пакистанцы могут свободно перемещаться по своей стране, не переживая ни за свои жизни, ни за сохранность своих ценных вещей.
По оценке пакистанских властей, благодаря появлению КПЭК в стране с населением около 208 млн человек к 2030 г. появится более 2 млн новых рабочих мест, что, конечно же, положительно скажется на экономическом росте государства. Учитывая текущий уровень безработицы в Пакистане, составляющий 4,4%, развитие проекта КПЭК увеличит долю трудоустроенных граждан.
Из-за недостаточно хорошо развитой инфраструктуры Пакистану сложно найти выход на международные экспортные рынки. Экспорт составляет всего лишь 10% ВВП Пакистана. Это крайне низкий показатель, и КПЭК призван его повысить. Благодаря новой эффективной транспортной системе Пакистан сможет торговать своей продукцией с соседями, содействуя экономическому развитию всего региона.
КПЭК положительно скажется на процветании расположенных неподалеку от Пакистана соседних государств – Афганистана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Узбекистана. У вышеперечисленных стран тоже достаточно низкий уровень инфраструктуры, однако в ближайшие несколько лет он должен повыситься. Во-первых, благодаря КПЭК Пакистан сможет в большем объеме торговать со своими соседями, содействуя развитию их экономик. Во-вторых, все эти страны входят в китайскую программу «Один пояс – один путь». Можно предположить, что, когда пакистанская инфраструктура будет усовершенствована, Поднебесная всерьез займется инвестициями в соседние с Пакистаном государства, чтобы наладить высокоэффективные торговые маршруты.
В заключение можно прийти к выводу, что процесс строительства КПЭК стоит назвать одним из важнейших событий в истории Пакистана. Благодаря развитию инфраструктуры страна сможет получить новый стимул к экономическому благополучию. Также благодаря расширению внутренних и внешних рынков ощутимо возрастет уровень благосостояния страны и повысится качество жизни ее населения.
В то же время увеличение объемов торговли между Пакистаном и странами Средней Азии поднимет их экономические показатели и тем самым положительно скажется на уровне жизни и их граждан. Как мы видим, развитие транспортных систем способствует значительным положительным изменениям. Регион, без сомнения, станет более продвинутым и современным.
КНР, в свою очередь, будет иметь рядом со своими границами успешных стран-партнеров. Поднебесной это выгодно, так как наличие благополучных соседей еще никогда никому не вредило. Напротив, с «небедными» пограничными странами можно выстроить взаимовыгодное сотрудничество, что приведет к всеобщему процветанию в Азии.
Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».