Десятилетний спор, вызванный строительством Великой эфиопской плотины эпохи Возрождения (ГЕРД) на Голубом Ниле с 2011 года, активизировался в последнее время между Каиром и Хартумом, с одной стороны, и Аддис-Абебой, с другой, после окончательного провала переговоров в Киншасе. Различные раунды переговоров под эгидой Африканского союза (АС) по возобновлению зашедших в тупик переговоров, включая и последний раунд в Демократической Республики Конго, не смогли убедить Эфиопию не предпринимать никаких односторонних действий по второму заполнению ГЭРД в июле этого года. Каир и Хартум обвинили в провале переговоров непримиримость Аддис-Абебы и в отсутствие политической воли согласились на любую юридически обязывающую сделку по наполнению и функционированию ГЭРД.
Две страны, расположенные ниже по течению, рассматривают второе заполнение, которое направлено на сбор около 13,5 млрд кубометров воды Голубого Нила, как «серьезную угрозу» своим интересам и «нарушение» международных законов, касающихся трансграничных рек. Правительство Судана заявило, что страна страдала от нехватки ирригационной и питьевой воды после того, как в общей сложности 3,5 миллиарда кубометров воды было удержано водохранилищем ГЕРД всего за одну неделю во время первого заполнения в прошлом году. Суданцы ранее подчеркивали, что ГЭРД «также будет угрожать жизни половине населения в центральном Судане, оросительной воде для сельскохозяйственных проектов и выработке электроэнергии из плотины Роузайрс».
В необычно резком заявлении Министерство иностранных дел Эфиопии в свою очередь обвинило Судан в том, что он якобы изменил свою позицию по вопросу о влиянии ГЭРД на водную безопасность Судана во время сезона наводнений. Одновременно Каир был раскритикован за то, что он не оценил “щедрость” Адис-Абебы, предложившей не подвергать существенному риску водную безопасность Египта. Заявление было опубликовано через несколько часов после того, как Египет и Судан отклонили предложение Эфиопии поделиться информацией о втором заполнении водохранилища ГЭРБ к середине июля. Тем временем Судан предупредил, что может подать в суд на Эфиопию, если она продолжит реализацию планов по заполнению мега-плотины на Голубом Ниле без соглашения с Хартумом и Каиром.
И, тем не менее, официальный представитель МИД Эфиопии Дина Муфтий заняла жесткую позицию в отношении Египта и Судана, обвинив их в том, что они не стремятся к успеху продолжающегося посредничества Африканского союза в споре о ГЭРД. Она еще раз заявила, что ее страна отвергает исторические соглашения о доле вод Нила, которые были поддержаны в качестве ориентиров двумя странами, находящимися ниже по течению реки, в ходе переговоров. Исторические договоры, на которые ссылается Д.Муфтий, включают соглашение о водах Нила между Египтом и Суданом 1959 года, которое позволяет обеим странам полностью, а не частично использовать воды Нила и подтверждает право Египта на 55,5 млрд кубометров в год, а Судана — на 18,5 млрд кубометров. Соглашение 1959 года дополняет соглашение о водах Нила 1929 года, которое было подписано между Египтом и Великобританией, представлявшей в то время Уганду, Кению, Танзанию и Судан, и дает Каиру право вето на проекты выше по Нилу, которые затрагивают его водную долю.
Каир и Хартум по-прежнему отдают приоритет переговорам над всеми другими вариантами. Их цель состоит в достижении всеобъемлющего соглашения, гарантирующего права и интересы всех трех государств в соответствии с положениями Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Конвенция, принятая в 1997 году, устанавливает принципы справедливого и равноправного использования трансграничных рек странами, через которые они проходят, и учитывает такие факторы, как относительная доступность водных ресурсов, численность населения и основные потребности в воде. Его главный принцип — избегать вреда, то есть не принимать мер, влияющих на реку, которые могли бы намеренно или непреднамеренно причинить вред другим.
Египет и Судан используют все имеющиеся дипломатические возможности для того, чтобы сплотить достаточное давление, убедить Эфиопию отказаться от своей жесткой линии и разрушительной односторонности. После неудачи в Киншасе они теперь надеются вернуть Аддис-Абебу за стол переговоров при новом посредничестве, на этот раз включающем ООН, ЕС, США и АС. Благодаря политическому и моральному весу этих сторон, а также ценным идеям и предложениям, которые они могли бы вынести на стол трехсторонних технических и правовых переговоров, этот мощный квартет мог бы направить переговоры в установленные сроки к обязательному соглашению, удовлетворяющему все стороны. Другими словами необходимо выработать такое соглашение, которое гарантировало бы право Эфиопии на достижение своих целей развития в мирной и совместной региональной среде, одновременно предотвратило бы значительный ущерб странам, расположенным ниже по течению, и защитило бы их права на воду Нила.
Нынешняя тупиковая ситуация неизбежно породила возможность других вариантов, в том числе и неприятных. Если они действительно произойдут, то будут расценены как акты самообороны, учитывая, что на карту поставлены жизни более 150 миллионов человек. Чтобы избежать таких нежелательных возможностей, Египет и Судан обратились в Совет Безопасности ООН. В отдельных письмах Каир и Хартум призвали ООН обеспечить международный мир и безопасность и предотвратить сползание к затяжному конфликту. В своем пятистраничном письме в СБ ООН С.Шукри подтвердил приверженность Египта стремлению к взаимной выгоде. Он подчеркнул связь, которую Каир проводит между правом Эфиопии на развитие, с одной стороны, и, с другой стороны — правом Египта на свою квоту воды и обязательством Эфиопии смягчать любые негативные последствия плотины для государств, расположенных ниже по течению. В письме утверждалось, что восемь месяцев переговоров под эгидой АС оказались бесплодными из-за непримиримости Эфиопии и отсутствия политической воли к достижению обязательного соглашения, а также отказа рассмотреть любые предложения Египта по преодолению препятствий. Неоднократные отказы создавали впечатление, что Эфиопия неохотно присоединяется к юридически обязательному документу, устанавливающему четкие права и обязанности трех сторон и надежные механизмы обеспечения его эффективного осуществления. В своем письме Шукри предупредил, что в отсутствие трехстороннего соглашения второе заполнение плотины нанесет серьезный ущерб странам, расположенным ниже по течению, и, как следствие, нехватка воды отрицательно скажется на жизни 105 миллионов египтян.
Аддис-Абеба планирует приступить ко второму заполнению плотины, несмотря на возражения Египта и Судана против этого шага в отсутствие юридически обязывающей сделки. Второе наполнение предназначено для накопления около 18,4 млрд кубометров воды Голубого Нила в водохранилище ГЭРД, по сравнению с 4,9 млрд кубометров, обеспеченных во время первого наполнения в прошлом году. Президент Египта Абдель-Фаттах Ас-Сиси неоднократно призывал Эфиопию не ставить под угрозу долю Каира в нильской воде, заявляя, что “все варианты открыты”, и подчеркивая, что “сотрудничество лучше, чем борьба.” Ранее в апреле Ас-Сиси заявил, что неспособность разрешить кризис с дамбой негативно скажется на безопасности и стабильности региона.
Египетская дипломатия, отдавая должное серьезности проблемы со вторым заполнением ГЭРД, предприняло ряд срочных и эффективных мер. В частности, министр иностранных дел Самех Шукри совершил поездку по семи африканским странам, чтобы объяснить позицию Египта в отношении угроз, исходящих от одностороннего подхода Эфиопии, опасных последствий провала попытки АС руководить переговорами и настоятельной необходимости эффективного международного вмешательства для предотвращения любой опасной эскалации. В столь сложных условиях необходимо, чтобы международное сообщество смогло убедить все три страны в необходимости добросовестного участия в переговорах, которые приведут к соглашению, и воздерживаться от любых односторонних действий, включая повторное заполнение ГЭРД в течение предстоящего сезона дождей. Вполне очевидно, что продолжающееся отсутствие соглашения и призрак серьезного ущерба, который могут потерпеть страны, расположенные ниже Эфиопии по течению, приведут к росту напряженности на всем Африканском Роге и поставят под угрозу международный мир и безопасность.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».