В рамках конкурентной борьбы на протяжении всей истории человечества отдельные страны уже попадали под внешнее управление других, теряя свой суверенитет. Это выражалось в том, что государство-победитель в одностороннем порядке оказывало непосредственное влияние на власть вассального государства, предписывая ему определённые управленческие решения, что эквивалентно передаче властных полномочий в пользу доминирующего государства.
В новейшей истории мы все стали свидетелями уже не единичных таких фактов со стороны Вашингтона на примере хотя бы действий на Украине, в Венесуэле, Латвии, где Соединенные Штаты пытались продемонстрировать миру, как они могут управлять своими вассалами через своих «назначенцев». Как правило, технология Вашингтона уже не нова: сначала страна обескровливается путем санкций или кредитов, финансово-экономически дестабилизируется, после чего через имплантированные американскими спецслужбами НКО создаются предпосылки для «цветной революции», а на завершающем этапе американскими властями декларируется официальная поддержка очередной «революционной» марионетке, заранее вскормленной в США. По опробованным уже США таким лекалам на примере Грузии с Саакашвили, Украины с Ющенко и Порошенко, Латвии с Кришьянисом Кариньшем вводится внешнее управление Вашингтоном такой страной через проталкивание на пост премьера или президента этой страны уроженца американского континента. А для дальнейшего «контроля на местах» обычно назначается посол США с солидным опытом либо «цветных», либо военных переворотов, либо по работе с американскими спецслужбами. Причем преимущество в подборе таких послов Вашингтоном отдается в последнее время именно представителям военной среды США.
Все указанное можно в деталях проследить на событиях в Грузии: и с «назначенцами» с американским гражданством из США в руководство страны, и с сетью имплантированных НКО, и, тем более, с назначением в конце 2019 года в качестве американского посла в Тбилиси Келли Дегнан (Kelly C. Degnan).
Уже в 2020 году «послужной список» Келли привлек внимание к ней не только в Грузии, но и за пределами этой небольшой кавказской страны, отличительной чертой граждан которой ранее была независимость от внешнего давления и навязывания чужой политики и воли. Хотя Белый дом и Госдепартамент активно подчеркивали «карьерную принадлежность к дипломатии», тем не менее, замаскировать «карьерную службу» Дегнан в другом ведомстве — военном, которым является НАТО и его представительства, Вашингтону не удалось. Как эксперт по вопросам политики НАТО и продвижения этого военного блока на Восток, Келли Дегнан неоднократно давала различные интервью СМИ, и делилась своим опытом работы в НАТО, рассказывала, какую роль «мягкая сила» должна играть в стратегической концепции и инициативах Альянса, в особенности с кандидатами на вступление в НАТО, к которым и относится Грузия.
Поэтому поставленные Белым домом и Пентагоном перед Келли задачи при ее отправке в Тбилиси были отчетливо видны. В частности, укрепление позиций США в этой стране, создание в Грузии пунктов совместной безопасности (Cooperative Security Locations — CSL) с запасами материально-технического обеспечения и некоторым количеством военного персонала США. Ведь это позволяет организовать американское присутствие на территории другого государства и при необходимости моментально развёртывать ударные и логистические опорные плацдармы армии в любом регионе. При этом Вашингтон намеренно исходил из того, что, в отличие от «классических» военных баз США, такое обозначение разночтений у несведущих грузин не вызовет, поскольку здесь можно лавировать, называя их чем угодно, но не откровенно «военными базами США». Тем более, что программа развития грузинского государства уже давно написана и утверждена, но, как ранее отмечалось в публикациях НВО, не в Тбилиси, а в США. Программа эта подразумевает участие в различных «операциях» ЦРУ и Пентагона в регионе, в том числе и против Ирана, скупку устаревшего американского оружия и создание максимального количества проблем для своего большого соседа — России.
Помимо этого посол Дегнан с первых же дней своего пребывания в Грузии решила взять в «свои железные руки» управление внутренними силами в этой стране, установив тщательный контроль над деятельностью неугодных Вашингтону политических сил. В этих целях телефонные разговоры одного из лидеров страны и председателя правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Бидзины Иванишвили стали прослушиваться посольством США в Грузии, и не только его разговоры.
Однако с тех пор, как Грузия провела неудачную войну с Россией, разместила у себя американскую секретную военную лабораторию Лугара для биологических опытов США в Грузии, она и ничего не получила от США, отмечают даже западные СМИ. Кроме, пожалуй, внешнего управления из США, да и «смотрящего от Вашингтона» — посла Келли.
Как справедливо констатирует французское издание AgoraVox, «после распада Советского Союза НАТО превратилось в инструмент американской колониальной политики и ни во что более. Вашингтону гораздо выгоднее действовать в Грузии, не вовлекая ее в альянс. Даже без членства возможностей использовать маленькую республику у США много. Кроме того, грузинские власти сами покорно позволяют Вашингтону вести свои дела в Грузии».
На фоне происходящего в последнее время роста национального самосознания, вылившегося во внутриполитический кризис в Грузии и межпартийные баталии, в выгодную Вашингтону расстановку политических сил в этой стране активно включилась посол Келли, откровенно вмешавшись в последние парламентские выборы. США, да и посол Келли, по-прежнему считают, что говоря о Грузии, они говорят о своем штате Джорджия.
Позицию проясняющегося в Грузии самосознания и неприятие внешнего управления страной из США на днях выразил грузинский политик — председатель Лейбористской партии Шалва Нателашвили, назвавший посла США в Грузии Келли Дегнан «диктатором, которая участвовала в фальсификации результатов парламентских выборов». Политик утверждает, что «вся схема фальсификации выборов, особенно против Лейбористской партии, была с ней лично согласована и одобрена». По словам Нателашвили, именно поэтому посол США «заставила оппозицию подписать позорный ультиматум» — соглашение властей и оппозиции Грузии, подготовленное президентом Евросовета Шарлем Мишелем под контролем Вашингтона.
Как известно, выборы в парламент Грузии десятого созыва состоялись в два тура — 31 октября и 21 ноября 2020 года, однако восемь оппозиционных партий отказались признать их легитимность и потребовали проведения повторных выборов. К переговорам между властями и оппозицией активно подключилась посол США Келли Дегнан, взяв на себя функции посредника, а затем и глава представительства ЕС в Грузии Карл Харцель. По итогам нескольких неудачных раундов переговоров 18 апреля президент Европейского совета представил властям и оппозиции Грузии новый документ — «Путь Грузии к прогрессу» — по выходу из политического кризиса, который они на сей раз подписали (за исключением партий «Единое национальное движение», «Европейская Грузия» и «Лейбористская партия»).
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».