EN|FR|RU
Социальные сети:

Выборы в ЦАР — ключ к мирному будущему и экзамен на зрелость страны

Владимир Одинцов, 24 декабря 2020

CAR33211

27 декабря 2020 года в Центральноафриканской Республике состоятся очередные выборы президента и депутатов Национальной Ассамблеи.

Среди многочисленных претендентов на президентский пост выступает и действующий президента ЦАР Фостен-Арканж Туадера, который, по предварительным оценкам, имеет наибольший шанс на победу и массовую поддержку населения страны.

В отличие от девяти предшественников, приходивших к власти в ЦАР на волне политических кризисов и переворотов, в 2016 году бывший ректор столичного университета и экс-премьер-министр ЦАР Фостен-Арканж Туадера одержал победу по результатам второго тура публичных выборов президента страны, набрав 62,71% голосов. Тем самым он фактически стал первым главой государства за 20 лет, избранным на основе прямого всенародного голосования с соблюдением всех необходимых процедур.

С начала его президентства Центральноафриканская Республика существенно укрепила свои позиции на международной арене, в стране было развернуто строительство инфраструктуры, началось назначение женщин на управляющие посты. С 2018 года в стране ведутся работы по восстановлению гидроэлектростанции в Боали, по инициативе президента Туадеры было развернуто строительство пяти университетских городков, что повысило доступность высшего образования для всех граждан ЦАР, вне зависимости от региона их проживания. Самым масштабным стало интенсивное строительство дорожной сети внутри страны, а также автотрассы, которая соединит Чад, ЦАР и Конго, что не только обеспечит эффективный культурный и торговый оборот между тремя странами, но и гарантирует прямой доступ ЦАР к морским портам. Помимо этого, в кратчайшие сроки было восстановлено и построено несколько аэропортов, часть из которых может обслуживать не только внутренние, но и международные рейсы.

Взятый действующим президентом страны Фостен-Арканж Туадерой сбалансированный курс на многовекторную внешнюю политику позволил не только сохранить прошлые тесные связи с французской метрополией, но и привлечь в страну инвестиции и иностранных специалистов, в первую очередь из РФ и КНР.

Отказавшись в отличие от своих предшественников создавать очередную военную диктатуру, действующий президент страны Туадера видит в вооруженных силах страны не инструмент укрепления личной власти президента, а демократический орган защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства, сдерживания врагов в эскалации гражданской войны. Центральноафриканские Вооруженные силы (FACA — Forces armées centrafricaines) были сформированы после обретения страной независимости в 1960, однако сегодня, по оценкам различных экспертов, отмечается их серьезная слабость перед стоящими угрозами для страны из-за значительной зависимости от международной поддержки в материально-техническом оснащении.

Туадера приложил значительные силы для укрепления национальных вооруженных сил и их использования в установлении мира в Республике. Россия в последние годы стала главным партнером ЦАР в военной сфере. Имея специальное разрешение ООН на поставки вооружения для армии Республики, российские инструкторы также осуществляют обучение личного состава вооруженных сил страны, что во многом позволило президенту ЦАР в достаточно сжатые сроки наладить процесс мирного урегулирования в стране. 6 октября президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера впервые посетил Военную академию Генерального штаба ВС России, где обучаются офицеры и генералы из 35 дружественных РФ государств. Президент Центральноафриканской Республики познакомился с учебно-материальной базой академии, а также с процессом обучения иностранных военнослужащих на специальном факультете и выразил заинтересованность в обучении в академии высших офицеров оборонного ведомства ЦАР. Конкретные вопросы наращивания двустороннего взаимодействия, в частности, военного образования и участия представителей ЦАР в международных мероприятиях, проводимых под эгидой Минобороны России, были обсуждены в Москве 4 декабря российским военным ведомством с чрезвычайным и полномочным послом Центральноафриканской Республики в РФ Леоном Додону-Пунагазом.

Подписание при активном участии президента Туадеры 6 февраля 2019 года Хартумских соглашений «О мире и примирении в ЦАР» закрепило договоренности между правительством и враждующими военизированными группировками «Селека» и «Анти-балака», став первым значимым и беспрецедентным в истории государства шагом на пути восстановления порядка и безопасности в стране, реинтеграции бывших комбатантов в гражданское общество.  Тогда стороны условились сообща работать над восстановлением страны и преодолением кризиса, на основе Хартумского соглашения было сформировано инклюзивное правительство ЦАР. В состав исполнительного органа вошли представители подписавших документ вооруженных группировок.

Для поддержания мира в стране используются также возможности учрежденной в 1998 году на основе резолюции 1159 СБ ООН Миссии Организации Объединенных Наций в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР). МООНЦАР — одна из самых масштабных миссий ООН, в ней задействованы 11 650 миротворцев. В середине июля на миссию ООН в ЦАР было совершено нападение боевиками из группировки Return, Reclamation, Rehabilitation (3R) («Возвращение, восстановление, реабилитация»), в результате чего погиб один миротворец из Руанды.

Совместная делегация заместителя генерального секретаря ООН по вопросам миротворческих миссий Жан-Пьера Лакруа, комиссара Африканского союза по вопросам мира и безопасности Смайла Чергуи и главы Экономической комиссии Центральной Африки Уилберто да Пьедаде Вериссимо 2 ноября завершила официальной визит в Центральноафриканскую республику. Представители делегации провели переговоры с президентом ЦАР, религиозными лидерами, представителями гражданских организаций и вооруженными группировками. Основной повесткой переговоров стало обсуждение прогресса в реализации мирного соглашения.

Решение продлить на один год работу МООНЦАР принял Совет Безопасности ООН 12 ноября в ходе заседания. В течение следующих 12 месяцев миссия будет помогать властям ЦАР в организации президентских, парламентских и региональных выборов.

Спустя 6 лет с момента начала гражданской войны и кровопролития в ЦАР, окончания конфликта, к сожалению, не видно. Однако, уже почти два года, благодаря мирной Хартумской инициативе России в стране произошло резкое снижение интенсивности насилия. Регион богат стратегическими ресурсами (нефть и уран) и полезными ископаемыми (золото, алмазы, тантал, колтан и др.), и борьба за них будет только обостряться. К традиционным игрокам в борьбе за богатства страны, и следовательно, напрямую влияющими на внутриполитическую жизнь ЦАР, помимо Чада и Франции, сегодня можно также добавить Демократическую Республику Конго и Республику Конго, Браззавиль, Руанду и вездесущие США, радикальные исламистские движения и крупные корпорации. Однако после 6 февраля 2019 года все эти игроки вынуждены считаться с присутствием и ролью России в регионе.

Борьба за влияние между странами центрально-африканского региона (Чад, Конго, ДР Конго, Камерун, Руанда) и крупными державами (Франция, США, Китай, Россия) активно используется лидерами вооруженных групп, которые ищут поддержки в случае смены политической власти, будь то путем голосования или государственного переворота. Поэтому опасения властей ЦАР за собственную безопасность при смене политического курса вполне оправданы. В стране, в которой с 1960 года было пять государственных переворотов — и много неудачных попыток благодаря вмешательству иностранных стран, — подобная угроза вполне реальна. Любая из вооруженных группировок может стать инструментом в руках чьей-либо грязной игры.

Поэтому демократическое проведение в ЦАР выборов становится серьезным экзаменом на зрелость страны, а правильный выбор гражданами будущего главы государства во многом определит возможность продолжения построения мирного будущего для ЦАР.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Выборы в Сомалиленде: итоги и возможные последствия. Часть 2
Война в Судане и её печальные перспективы
Ангола — крен в сторону США. Часть 2
Выборы в Сомалиленде: общие сведения и политическое значение. Часть 1
Альянс государств Сахеля-Россия: истинная дружба, закрепленная на деле