22.09.2020 Автор: Дмитрий Бокарев

Пиратство в Малаккском проливе: вековая проблема с неясным будущим

MAC45777

Малаккский пролив между Малайским полуостровом (Малаккой) и Суматрой является самым удобным морским проходом между Индийским и Тихим океанами. С давних времен он имеет огромное значение для международной торговли. Еще в древности на берегах пролива возникли порты, в которые шли корабли с товарами из Индии и Китая. Эти порты стали торговыми центрами регионального значения. В Средние века главным портом Малаккского пролива и центром всей региональной торговли стал город Малакка на одноименном полуострове, столица Малаккского султаната. В 1511 г. Малакку захватили португальцы, которые более ста лет пытались контролировать все судоходство в проливе. В 1641 г. португальскую Малакку захватили голландцы, а в 1795 г. у голландцев ее отбили британцы. Нидерланды и Британская империя совместно владели Малаккским проливом еще более ста лет. За это время Малакка утратила свое значение транспортного и торгового центра, и на первый план выдвинулся британский Сингапур. В 1945 г. независимость от Нидерландов получила Индонезия, в 1957 г. независимость от британцев получила Малайзия, в 1965 г. независимость от Малайзии получил Сингапур. Теперь эти три государства – Индонезия, Малайзия и Сингапур сообща владеют проливом и получают прибыль от непрерывно проходящих через него судов. Сейчас через Малаккский пролив осуществляется практически вся морская торговля между Европой, Африкой и Восточной Азией: до 25% всех морских грузоперевозок (около 120 тыс. кораблей в год) на планете проходит через него.

Разумеется, такой важный участок моря, через который постоянно идут корабли с ценными грузами, не может избежать угрозы пиратских нападений. Много веков Малаккский пролив и прибрежные воды близких к нему государств Юго-Восточной Азии кишели морскими разбойниками. Для некоторых племен, живших на территории современных Индонезии, Малайзии и Камбоджи, пиратство было вообще единственным источником дохода.

В наше время это явление стало редкостью, однако на планете все еще есть несколько участков Мирового океана, где оно сохраняется, и Малаккский пролив – один из сохранившихся центров мирового пиратства. В 2000-х гг. в этом проливе происходило до 40% всех пиратских атак в мире.

Осознав серьезность угрозы, Малаккский пролив стали патрулировать не только силовики государств, непосредственно расположенных на его берегах – Индонезии, Малайзии и Сингапура, но также Индии и Таиланда. Благодаря действиям силовых структур в начале 2010-х гг. количество нападений существенно сократилось.

Тем не менее количество людей, желающих пиратствовать, как это часто бывает, превышает количество людей, готовых патрулировать. Кроме того, каждый предмет или явление, имеющее центр, имеет также периферию. В соответствии с этим правилом пиратство Юго-Восточной Азии, имея в качестве центра Малаккский пролив, в качестве периферии имеет моря других государств этого региона. Благодаря Малаккскому проливу территориальные воды всей Юго-Восточной Азии насыщены торговыми судами, поэтому пиратские нападения в этих водах следует рассматривать в связи с пиратством в Малаккском проливе. Например, современное пиратство имеет место быть в прибрежных водах Таиланда. В Сиамском заливе, омывающем берега этой страны, каждый год совершаются десятки пиратских нападений на суда, многие из которых следуют к Малаккскому проливу или от него. По имеющимся данным, среди многочисленных разбойников, орудующих в таиландских водах, есть выходцы из Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Китая и даже Бангладеш. Совершая преступления в территориальных водах Таиланда, они стремительно покидают их и скрываются в акватории государств, делящих с Таиландом воды Сиамского залива – Камбоджи, Вьетнама и Малайзии. Есть мнение, что основной базой пиратов, орудующих в Сиамском заливе, является архипелаг Лангкави, расположенный как раз в Малаккском проливе, около границы Таиланда и Малайзии. Эти острова известны также как центр местной контрабанды. Также пираты наших дней, помимо государств Малаккского пролива, активно промышляют в водах Камбоджи и в море Банда между Индонезией и Восточным Тимором.

Пираты наших дней, действующие в Малаккском проливе, по-разному оснащены и по-разному себя ведут. Например, деревенские жители выходящего в Малаккский пролив побережья Индонезии в основном являются местными бедными рыбаками и лодочниками. Они используют обычные лодки, из оружия могут себе позволить только свои хозяйственные мачете, а в качестве целей выбирают небольшие, слабо защищенные, не везущие особо ценных грузов суда. При их захвате они в основном ограничиваются ограблением команды и похищением с кораблей ценного оборудования, всячески стараясь избежать человеческих жертв.

Однако это – бедные люди, и амбиции у них небольшие. Есть в той же Индонезии, а также в других соседних государствах, и более «продвинутые» пираты. Например, разбойничьи команды, грабящие суда в Сиамском заливе, оборудованы по последнему слову техники: у них есть большие резиновые лодки с мощным мотором, которых не постеснялись бы диверсионные отряды ВМС самых передовых стран, на лодках установлены пулеметы, рядовые бойцы вооружены современным стрелковым оружием. На этих быстроходных лодках они легко настигают медлительные грузовые суда, везущие грузы стоимостью в миллионы долларов.

Разумеется, хоть в территориальных водах государств, не имеющих выхода к Малаккскому проливу, разбойничать сейчас безопаснее, много нападений пиратов, экипированных по последнему слову техники, по-прежнему происходит в самом Малаккском проливе, в тех местах, где можно сорвать наибольший куш. Например, в Сингапурском проливе – самом узком месте Малаккского пролива, где торговые суда часто скапливаются в своеобразной «морской пробке». К сожалению, имея хорошее оборудование и вооружение и чувствуя значительное превосходство в силе, эти «профессиональные пираты» действуют гораздо более жестоко, чем их коллеги из бедных прибрежных районов. Есть сообщения о полном истреблении экипажей судов, подвергшихся их нападению.

За 2019 г. в Юго-Восточной Азии было зарегистрировано 53 пиратских нападения. Главным оплотом пиратства по-прежнему считается Индонезия, в джунглях и извилистых реках которой легко укрываться преступникам, знающим местность. Однако новой тревожной тенденцией в последнее время стал рост пиратской активности на Филиппинах.

Пиратство в Малаккском проливе и в окрестных морях – проблема, возраст которой насчитывает сотни лет. Очевидно, что быстрого решения для нее не существует. Быстрые результаты могла бы принести крупномасштабная военная кампания, охватывающая едва ли не всю Юго-Восточную Азию. Однако такая кампания в результате принесла бы гораздо больше зла, чем пользы. Местные государства вряд ли способны осуществить такое мероприятие, каждое на своей территории, а в случае привлечения иностранных военных и осуществления крупной международной военной операции неизвестно, какое из участвующих в ней государств в результате окажется в доминирующей позиции, и неизвестно, кто получит контроль над Малаккским проливом – стратегически важной транспортной артерией, от которой в той или иной степени зависят экономики всех стран мира. Поэтому пока что пиратство в Малаккском проливе следует рассматривать как меньшее из зол, которое владельцы проходящих через пролив кораблей могут свести к минимуму самостоятельно, наладив индивидуальную защиту каждого своего судна.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: