В связи с продолжающейся пандемией коронавируса Центральное правительство Индии объявило 2 мая с. г. о третьем этапе режима общенационального карантина, который теперь будет действовать до 17 мая. Напомним, что указанный режим был введён 24 марта с первоначальным сроком действия в три недели. В середине апреля по согласованию с правительствами штатов карантин был продлён до начала мая.
Довольно обычный и для других стран формат поведения Центрального правительства Индии (“отрубать хвост собаки по кускам”) обусловлен не столько масштабами вдруг возникшей угрозы, сколько связанными с ней неопределённостями. Прежде всего в вопросе, с чем же на самом деле человечество имеет дело.
В самом факте периодического продления ограничений, самым разрушительным образом влияющих на функционирование государства, явно присутствуют надежды на чудо: вдруг (“как дым”) исчезнет этот коронавирусный морок и не надо будет перекрывать инфраструктурно-коммуникационные артерии (как внутри страны, так и связывающие с внешним миром), по которым течёт “кровь” современной экономики.
Но нет, чуда не происходит и приходится сохранять удавку на собственной шее. Кое-кто в мире сегодня рискует в той или иной мере её ослабить. Однако чем это в конечном итоге обернётся, сегодня не знает никто. Тем более что в последнее время участились прогнозы, резко отодвигающие “горизонт” пандемии SARS—COV-2.
С самого начала карантинный режим в Индии оказался один из самых жёстких в мире, практически полностью парализовавшим функционирование государственного организма на общенациональном уровне, а внутри отдельных штатов резко ограничившим жизнь отдельных граждан и бизнеса разных уровней.
При том что общая картина с эпидемией коронавируса в Индии продолжает выглядеть несравнимо более благоприятно, чем в большинстве стран мира. С учётом условности (во всех странах) официальной статистики на тему характера и масштабов эпидемии короновируса, едва ли можно с абсолютной уверенностью говорить, что нынешняя благоприятная картина в Индии является прямым следствием жёстких мер Центрального правительства. Последнее полностью и в режиме online контролирует ситуацию в общенациональном масштабе. Но положительный результат налицо и он, несомненно, способствует укреплению в стране позиций правящей Бхаратия джаната парти, а также премьер-министра Н. Моди.
Как и везде, находясь на краю экономической пропасти, правительство Н. Моди приступило к планированию процесса постепенного возрождения экономики. В этом плане первым шагом, совпавшим с моментом очередного продления карантина, стало разделение всех 733 округов страны на зоны трёх уровней жёсткости ограничений, обозначенных красным (130 округов), оранжевым (284) и зелёным (319) цветами.
С перечнем того, что разрешено, а что нет в трёх типах указанных зон, можно ознакомиться здесь. Обратив внимание на первые пять позиций, сделаем вывод, что, за исключением снятия режима самоизоляции, “разрешено” пока не очень много и независимо от “цвета” зоны.
Тем не менее, как говорится, “процесс пошёл”, но куда он “приведёт” (не только в Индии), неясно, повторим, никому.
Однако и далее ждать у моря (коронавируса) “погоды” уже, видимо, нельзя, ибо ситуация в области экономики вырисовывается в достаточно апокалиптических тонах. Так, авиаперевозчикам, подпадающим пока под действие первой позиции в приведенной выше таблице, уже сегодня необходимо где-то изыскать порядка 50 млрд долл. С тем чтобы рассчитаться с долгами перед возобновлением (неизвестно, когда) работы и выполнить новые требования, например, обеспечения “социального дистанцирования” в салонах самолётов.
С многочисленными оговорками с 29 апреля разрешена на автобусах и “специальных” рейсах железнодорожных поездов доставка домой лиц, “застрявших” в других штатах. Таковых насчитывается порядка трёх миллионов человек.
При том что экономика, начинающая подавать признаки жизни, требует рабочих рук и возникает проблема финансового стимулирования мигрантов к отказу от возвращения домой.
В этих условиях Центральное правительство, кажется, делает, что может. В частности, обсуждается вопрос о выделении порядка 60 млрд долл. на помощь тем, кто так или иначе пострадал от карантинных мер. Несмотря на предупреждение со стороны рейтинговой компании Fitch о возможных негативных последствиях для Индии накачки её экономики “лишними” деньгами.
Что касается внешнеполитической компоненты проблематики пандемии коронавируса, то обратили на себя внимание произнесённые 1 мая слова начальника Штаба обороны Индии (аналог председателя Комитета начальников штабов вооружённых сил США) генерала Б. Равата на тему отсутствия каких-либо данных, которые подтверждали бы гипотезу о том, что SARS—COV-2 является продуктом разработки биологического оружия.
Здесь представляется уместным напомнить (не раз отмечавшуюся в НВО) тенденцию становления генерала Б. Равата в качестве весьма заметной и важной фигуры медийно-политического пространства Индии. После занятия 1 января с. г. нынешней должности (которой никогда ранее не существовало в системе военно-политической иерархии страны) Б. Рават утвердился в данном качестве уже де-факто.
Не забывая о том, что у генерала Б. Равата никогда не наблюдалось каких-либо симпатий (очень мягко выражаясь) в отношении КНР, нельзя не отметить отсутствие в данной его реплике слов “Китай”, “мокрые рынки”, “безответственное поведение сотрудников лабораторий в Ухане и руководства КНР”. То есть всего того, что служит в последнее время поводом для предъявления Вашингтоном и рядом его союзников претензий Пекину. Вполне конкретных и выраженных во впечатляющих суммах.
Напротив, Б. Рават говорил лишь о “попытках во всём мире найти ответы на вопросы” в связи с зарождением и распространением SARS—COV-2. Ещё раз отметим, что пока в этих “вопросах” ясности не сильно больше, чем, например, с природой “Тунгусского метеорита”. Хотя вроде бы появились очередные претенденты на “объяснение” второго явления.
То есть можно полагать, что, несмотря на присутствие во внешней политике Индии неких проамериканских трендов, Дели (опять же, пока) не проявляет желания присоединиться к упомянутой выше антикитайской атаке Вашингтона.
Что есть хорошо для состояния дел в регионе Индийского и Тихого океанов. Если в данных “вопросах” столь же сдержанно поведёт себя и Токио, то Пекин вообще сможет выдохнуть и спокойно продолжить предлагать “совместную борьбу со всемирной угрозой”.
Между тем из Японии можно наблюдать нечто похожее на подобного рода сигналы. В частности, Нобелевский лауреат за 2018 г. в области вирусологии Тасуку Хондзё (работавший в своё время в лаборатории в Ухане) опроверг приписываемые ему слова о том, что SARS—COV-2 создан в Китае, который якобы и виноват в нынешней пандемии.
Вполне в “китайском стиле” уважаемый учёный призывает сегодня не распространять “недостоверную информацию”, а сосредоточиться на совместной борьбе со всеобщим злом. Надо полагать, вопрос, кто, когда, где и каким образом “накосячил с вирусами” (если такое вообще было), предлагается оставить “на потом”.
Наконец, представляется уместным ещё раз отметить определённую обоснованность претензий Индии и её нынешнего руководства (при наличии проблем) на позиционирование в качестве “одного из примеров для подражания” в методах борьбы с разнообразными последствиями пандемии SARS—COV-2.
Имея, конечно, в виду, что, судя по различным оценкам, всё и для всех ещё впереди.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».