15.12.2019 Автор: Константин Асмолов

Спор США и РК о расходах на содержание американских войск: Сеулу платить впятеро?

USTR3423

В современных отношениях Сеула и Вашингтона хватает проблем, но в последнее время на первое место выдвигается вопрос о структуре военных расходов на содержание американского военного контингента в РК. И хотя в Сеуле связывают его обострение с попытками Мун Чжэ Ина вести независимую политику, особенно в японском вопросе, проблема эта более давняя.

Американские войска находятся в Южной Корее давно и традиционно считаются гарантом безопасности. Однако времена, когда южнокорейская армия остро нуждалась в американской помощи, давно прошли. Сегодня, хотя северокорейская армия занимает в мире четвертое место по численности, южнокорейская – шестое или седьмое, военные расходы Юга превосходят северокорейские примерно в 25 раз.

Вероятность повторения Корейской войны в форме северокорейского вторжения на Юг в этом контексте является фантастической. На это накладывается подход Дональда Трампа, который считает, что гарантии безопасности Юга со стороны США дорого обходятся Америке, и такая богатая страна, как РК, должна платить больше.

С требованиями американской стороны об увеличении расходов, кроме РК, столкнулись Япония и страны НАТО.

В 2018 г. переговоры об этом шли очень долго и закончились полууспехом. Юг заплатил на 8,2% больше по сравнению с прошлым годом, практически по-старому (990 млн долларов, при том что США изначально запросили 1 млрд 250 млн долларов в год, что почти в полтора раза выше предыдущей суммы в 860 млн долларов), но длилось соглашение всего год вместо пяти, и уже с весны 2019 г. Д. Трамп стал заявлять, что на следующем витке Сеул будет платить существенно больше.

С конца июля 2019 г. пошли разговоры о том, что США собираются потребовать с Южной Кореи увеличения суммы расходов до 5 млрд долларов, и даже СМИ РК отмечали, что «велика вероятность того, что южнокорейская доля расходов существенно увеличится». В РК предполагают, что это связано с американскими оценками затрат на размещение войск. Согласно бюджетной смете Пентагона, составленной в марте 2019 г., общая сумма выплат военнослужащим, операциям, техническому обслуживанию и семейному жилью в Южной Корее составляет $4,46 млрд в текущем финансовом году (заканчивающемся 30 сентября 2020 г.). В 2019 финансовом году эта цифра составила $4,43 млрд, а в 2018-м — $4,32 млрд.

8 августа Дональд Трамп написал в своём Twitter, что Сеул согласился платить Вашингтону значительно больше денег, чем сейчас, чтобы защитить себя от северокорейской угрозы. В РК немедленно отметили, что это заявление не соответствует действительности, поскольку переговоры по данному вопросу даже не начинались, и озвучивание такой позиции связано с привычкой Трампа делать громкие заявления, в которых он выражает своё личное мнение.

9 августа Дональд Трамп снова затронул тему разделения военных расходов Сеула и Вашингтона. По его словам, США должны вернуть свои затраты, о чём он говорил южнокорейской стороне. Еще президент сказал, что ему никогда не нравились совместные учения с южнокорейскими военными, поскольку он не любит тратить деньги.

12 августа в ходе мероприятия по сбору средств для своей избирательной кампании Дональд Трамп заявил, что получить 1 млрд долларов от РК было проще, чем 114 долларов за аренду квартиры в Бруклине. Президент США озвучил вопрос о том, зачем США должны тратить средства на южнокорейскую оборону, при том что РК «делает большие телевизоры и имеет процветающую экономику».

Сеул это задело. И даже некоторые англоязычные СМИ задались вопросом, считает ли Трамп Южную Корею своим личным банкоматом, из которого он может взять «любую сумму денег в любое время?». «Тревожно видеть, как США пытаются высосать как можно больше денег из страны, которую они называют союзником». В другой статье в Korea Times отмечали, что переговоры — это «проверка настойчивости Трампа» и «один из лучших сценариев — продолжать откладывать начало переговоров между двумя сторонами и терпеливо готовиться к диалогу как можно тщательнее».

Вскоре после этого в СМИ РК появилась информация о том, что за переговоры по разделению расходов на содержание американского военного контингента на Корейском полуострове будет отвечать не чиновник МИД или минобороны, а сотрудник министерства планирования и финансов Чон Ын Бо. Ибо Дональд Трамп заявлял, что предстоящие переговоры будут проходить больше не с точки зрения союзнических отношений, а с позиции экономической целесообразности, и в этот раз США потребуют от РК 4 млрд 800 млн долларов на все расходы, связанные с безопасностью на Корейском полуострове, в том числе на совместные военные учения. Примерно такую сумму пока будто бы тратит Америка.

24 сентября в Сеуле начались двухдневные переговоры представителей РК и США по вопросу распределения расходов на содержание американского военного контингента. Стороны представляли мидовец Чан Вон Сам, который участвовал в переговорах по десятому соглашению о распределении военных расходов, и его американский коллега Джеймс Дехарт. Ко второму дню заседаний «стороны обозначили свои позиции», выявив большие разногласия, и, как утверждали СМИ РК, Чан Вон Сам отказался принимать предложение иностранных коллег, так как, по его словам, речь должна идти о разумных цифрах и справедливом разделении расходов. Чан Вон Сам напомнил, что Сеул закупает у Вашингтона оружие, а также несёт большие расходы по строительству американских военных баз.

В итоге Дехарт и Чан «договорились продолжить обсуждение, чтобы достичь равного и оптимального решения», а размер американских предложений не стал достоянием гласности. Впрочем, судя по тому, что на следующих переговорах РК представлял уже Чон Ын Бо, потребовали много.

C 22 по 24 октября на Гавайях состоялся второй раунд переговоров Чона и Дехарта, которые, как и первые, закончились ничем. О «чрезмерном уровне требований» заявляла и министр иностранных дел РК Кан Ген Хва. Министр иностранных дел отказалась комментировать детали переговоров, лишь повторив общую позицию правительства о том, что «мы заключим справедливое и равноправное соглашение».

Тем не менее 28 октября «представитель южнокорейской стороны, осведомлённый о ходе обсуждения», заявил журналистам, что РК и США сблизили позиции по некоторым спорным вопросам, договорившись продолжать работу по достижению приемлемой для обеих сторон договорённости. О каких конкретно подвижках идёт речь, представитель говорить отказался.

31 октября член комитета Сената по вооружённым силам, сенатор Джек Рид сообщил в интервью радиостанции «Голос Америки», что члены Палаты представителей Конгресса США потребовали от администрации Дональда Трампа справедливого распределения военных расходов с РК. Дескать, следует принимать в расчёт, что РК является ценным союзником, делающим большой вклад в решение северокорейской проблемы и в поддержание совместной безопасности, и уже взяла на себя основную часть расходов на строительство новой базы Camp Humphreys в городе Пхёнтхэке провинции Кёнгидо.

К этому времени в СМИ РК появились детали обсуждений на октябрьских переговорах. Дескать, США требуют, чтобы южнокорейская сторона оплачивала не только труд южнокорейских граждан, работающих по найму на военных базах США, строительство военных объектов и транспортные расходы. Но и расходы по выплате денежного содержания американских военнослужащих и проживанию их семей, проведение совместных военных учений и временное размещение стратегических средств США на Корейском полуострове в случае обострения ситуации. Что и повысило сумму до пяти миллиардов долларов в год. Поэтому «нынешние переговоры — одни из самых тяжёлых за всё время действия соглашения о пребывании американского военного контингента на Корейском полуострове».

На этом фоне 17 членов левой Ассоциации студентов университетов даже ворвались на территорию резиденции посла США в Южной Корее Гарри Харриса, чтобы протестовать против давления США, а правящая Демократическая партия представила резолюцию, призывающую к «справедливым переговорам». По заявлению лидера партии Ли Ин Ёна, более 95 % южнокорейской общественности выступают против повышения выплат.

Ли Ин Ён даже пообещал использовать право вето ассамблеи против «нереалистичной» просьбы США, после чего вскорости убыл в США, чтобы «выразить общее согласие Национального собрания на необходимость более сильного альянса между Соединенными Штатами и Южной Кореей» на встречах с высокопоставленными должностными лицами Белого дома и правительства США. Однако визит Ли в США успехом не увенчался. Спецпредставитель США по северокорейским вопросам Стивен Бигэн выслушал парламентариев, но отметил, что военный альянс должен быть «обновлён». По мнению СМИ РК, заявление Бигэна может свидетельствовать о том, что прежде РК находилась под опекой США, а теперь Сеул, будучи равным союзником Вашингтона, должен выплачивать адекватную долю в военных расходах.

16 ноября 2019 г. 500 активистов от 50 гражданских групп вышли к посольству США, чтобы «положить конец подчиненным отношениям». «Соединенные Штаты явно демонстрируют свое истинное намерение оказать давление на Корею с помощью корейско-американского военного альянса, оставаясь равнодушными к миру на полуострове», — заявили они.

19 ноября глава Пентагона Марк Эспер не стал давать прямой ответ на вопрос о том, возможен ли вывод американского военного контингента с Корейского полуострова в случае, если Сеул и Вашингтон не сумеют договориться о распределении военных расходов. Заявление прозвучало на фоне третьего раунда переговоров, который прошел в Сеуле 18 – 19 ноября. Увы, стороны не договорились и вслед за этим фактически была созвана отдельная конференция, где Джеймс Дехарт заявил, что Вашингтон рассчитывает возобновить переговоры, когда Сеул будет готов сотрудничать на основе взаимного доверия. В ответ Чон Ын Бо указал, что Южная Корея будет придерживаться своего принципа оплаты дополнительных расходов только при справедливых руководящих принципах.

После этого члены правящей Демократической партии Кореи выдвинули идею об использовании в качестве рычага давления концепцию включения косвенных финансовых взносов. Как сказал один из депутатов во время телефонного интервью Korea Times, Республика Корея вносит большой вклад во многие категории прямо и косвенно. Например, Корея позволяет американским войскам бесплатно использовать гавани, железные дороги и землю. Это стоит 3,5 триллиона вон по состоянию на 2015 год. Освобождение или сокращение коммунальных платежей и расходов для американских военных, использующих порты, аэропорты, автомобильные и железные дороги тоже можно посчитать.

19 ноября состоялся третий раунд переговоров о распределении расходов на содержание американских войск на Корейском полуострове в следующем году. Обсуждение длилось менее двух часов (а по некоторым сведениям, вообще полчаса), и, как сообщил представитель МИД РК, переговоры прошли не так, как ожидалось. «Не так» означало, что американская делегация в одностороннем порядке прервала переговоры и покинула Сеул, устроив незапланированную пресс-конференцию, где всю ответственность возложили на корейцев.

По словам Чон Ын Бо, американская сторона настаивала на значительном увеличении южнокорейской доли в расходах путём добавления новых пунктов в соглашение. Делегация РК вновь заявила о том, что расходы нужно сохранять на приемлемом для обеих сторон уровне в рамках соглашений, которые заключались в течение 28 лет. Из-за разницы позиций третий раунд переговоров фактически оказался безрезультатным.

25 ноября агентство Real Meter представило результаты опроса, согласно которому 68,8% южнокорейцев выступают против требований США по повышению доли РК в общих оборонных расходах, включающих содержание американского военного контингента. Только 22,3% участников опроса считают необходимым принятие требований США, учитывая возможность сокращения Вашингтоном масштаба своего военного контингента на Корейском полуострове.

26 ноября специалист по вопросам Корейского полуострова из американского Совета по международным отношениям (CFR) Скот Снайдер подчеркнул, что спор РК и США по вопросу перераспределения совместных оборонных расходов является из ряда вон выходящим событием. Создавая напряжённость, он может оказывать влияние на переговоры с КНДР и политику по Китаю, а также на доверие к союзам с США. По его мнению, неудача в попытке договориться связана с чрезмерными требованиями администрации Дональда Трампа.

В тот же день 26 ноября Дональд Трамп опять заявил, что США потратили огромные средства на оборону богатых стран, — прежние президенты использовали средний класс американцев в качестве копилки для того, чтобы вкладывать средства в бесполезные международные проекты.

Четвертый раунд переговоров прошел в США 4 декабря. В его преддверии Чон Ын Бо сообщил журналистам о подготовке корректного предложения для американской стороны, но отметил, что расходы на содержание американских войск на Корейском полуострове должны быть распределены рационально. Дональд Трамп не остался в долгу и тоже отметил, что Сеул и Вашингтон  должны «более справедливо распределять бремя» военных расходов.

Одновременно экс-командующий американским контингентом в РК Уолтер Шарп подверг критике позицию президента. На семинаре в Вашингтоне, организованном Корейско-американским институтом экономических исследований (лоббистская структура), он заявил, что «недопустимо отказываться от союзников из-за нескольких долларов». По его словам, доля РК в соответствующих расходах по отношению к ВВП самая высокая среди союзников США, и «если оценивать союзнические отношения в рамках выгоды и убытков, то следует учитывать участие РК в войнах в Ираке и Афганистане, а также в деятельности миротворческих сил ООН». Уолтер Шарп указал, что «РК направила в Ирак второй по величине контингент», хотя забыл, что он не принимал участие в военных действиях, покрыв себя славой только в южнокорейских сериалах более позднего времени.

Как и ожидалось скептиками, четвёртый раунд переговоров тоже завершился безрезультатно. Следующий раунд переговоров состоится в декабре в Сеуле.

На этой пессимистической ноте мы закончим нашу хронику в ожидании финальной серии, рискуя предположить, что, несмотря на патетические речи, все произойдет как с GSOMIA, а потом администрация Муна объяснит народу, что на самом деле это была дипломатическая победа и хитрый план.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: