EN|FR|RU
Социальные сети:

Железнодорожные технологии укрепляют позиции РФ в Африке

Дмитрий Бокарев, 11 июля

740740

Одна из главных задач для государств Африки – развитие железнодорожного сообщения. Железнодорожная система континента развита довольно слабо: в основном это дороги, построенные в давние времена европейскими колонизаторами или другими иностранными партнерами, осуществлявшими локальные проекты. Лучше всего железные дороги развиты на севере и юге континента. Они имеют небольшую протяженность и разную ширину колеи, поскольку строились разными государствами в разное время. Несовпадающая ширина колеи затрудняет их совместное использование. Меньше всего охвачены железными дорогами центральные районы Африки, которые, помимо прочего, не имеют выхода к морю. Отсутствие развитой континентальной железнодорожной системы – один из факторов, тормозящих экономическое развитие африканских государств.

В 2010 г. Африканский союз (55 государств) инициировал, а в 2012 г. одобрил «Программу инфраструктурного развития в Африке» (PIDA), одним из пунктов которой является масштабное железнодорожное строительство. Среди задач, которые требуется решить в первую очередь – соединение существующей железнодорожной системы с портами африканского побережья. При существующем в большинстве африканских стран уровне экономического и технологического развития, для осуществления этого проекта потребовалась помощь иностранных партнеров из Европы и Азии.

Больше всего СМИ пишут о вкладе, который делает в развитие африканской инфраструктуры Китай. Поднебесная и правда играет огромную роль в этом процессе, активно сотрудничая со всеми африканскими государствами и делая в их экономики фантастические инвестиции. Однако, несмотря на преимущество КНР, в Африке остается широкое поле деятельности и для других государств, обладающих необходимыми технологиями и финансовыми средствами. По словам комиссара Департамента инфраструктуры и энергетики Комиссии Африканского союза Амани Абу-Зейд, инфраструктурные проекты Африки в целом требуют до $147 млрд в год. Так что Африка рада любой помощи.

Одним из признанных авторитетов в области железнодорожных технологий является Россия, и развитие железных дорог в Африке может стать почвой для значительного укрепления российско-африканского сотрудничества.

Российская государственная железнодорожная компания РЖД сообщила, что готова предоставить африканским партнерам свою помощь. Кроме непосредственного сооружения железных дорог, РЖД может поделиться с ними своими новейшими технологиями, опытом в управлении работой железных дорог, вести совместную научно-исследовательскую деятельность и проводить для африканских стран подготовку квалифицированных кадров.

Сейчас РЖД ведет переговоры о своем участии в работе над железнодорожными системами Анголы, Ганы, Египта, Нигерии, ЮАР и ряда других государств.

Также живое участие в развитии африканских железных дорог намерена принять российская компания «Трансмашинхолдинг» (ТМХ) – крупнейший в РФ производитель подвижного рельсового состава. В сентябре 2018 г. ТМХ заключила договор с руководством Египта о поставке в страну 1,3 тыс. пассажирских вагонов на сумму более $1,14 млрд.

Также ТМХ создала дочернее предприятие «ТМХ Африка» и приобрела тепловозный завод в г. Боксбург (ЮАР), чтобы на его базе создать собственное предприятие по сборке и ремонту подвижного состава, как для ЮАР, так и для других африканских государств. Предприятие было торжественно открыто в апреле 2019 г.

В ноябре 2018 г. РЖД и Российский экспортный центр подписали меморандум о сотрудничестве с Африканским экспортно-импортным банком (Афрэксимбанк) с целью финансирования совместных проектов.

Афрэксимбанк – международное финансовое учреждение со штаб-квартирой в Каире, созданное для поддержки африканской торговли и увеличения ее доли в мировом товарообороте. Россия является важным акционером Афрэксимбанка, в октябре 2017 г. она внесла на его счет $2 млрд. Это значительный вклад, учитывая, что стартовый капитал Афрэксимбанка при создании в 1993 г. составлял всего $750 млн, а к 2014 г. он возрос до приблизительно $5 млрд. Возможно, что именно в знак уважения к российскому вкладу последняя ежегодная встреча акционеров банка состоялась в Москве, в июне 2019 г. В рамках этой встречи состоялась конференция «Россия – Африка», посвященная развитию российско-африканского сотрудничества. Среди участников масштабного мероприятия были глава Правительства РФ Дмитрий Медведев и глава российского МИД Сергей Лавров.

Обсуждались различные вопросы экономического взаимодействия, в том числе возможность участия РФ в различных африканских инфраструктурных проектах, особенно в развитии железнодорожной системы. Представители РЖД вновь заявили о своей готовности к сотрудничеству.

Афрэксимбанк, Российский экспортный центр и ТМХ подписали Меморандум о взаимодействии на Африканском континенте. В соответствии с документом, стороны будут сотрудничать в различных торговых и инвестиционных проектах. В частности, ТМХ собирается поставить 100 тепловозов в Египет и построить новую линию метро в Каире.

По словам генерального директора ТМХ Кирилла Липы, также компания намерена создать в Египте свое предприятие и уже подписала необходимые документы с египетским руководством. К концу 2019 – началу 2020 г. на предприятии уже может быть произведена первая партия вагонов для египетских железных дорог. По мнению Кирилла Липы, в Африке его компанию ждет возможность внедрить российский промышленный опыт на всем континенте и получить заказы на миллиарды долларов.

Сейчас Россия и ее африканские партнеры продолжают переговоры по совместным железнодорожным проектам. Подписание соответствующих соглашений намечено на октябрь 2019 г., когда в российском г. Сочи состоится экономический форум «Россия – Африка».

В заключение можно сделать вывод: несмотря на то, что на звание главной действующей силы в Африке все настойчивее претендует Китай, успехи России в такой важной сфере, как железнодорожное сообщение, свидетельствуют о том, что РФ также будет укреплять свои позиции и набирать вес на Африканском континенте.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Внутрипартийный раскол в НФОТ: текущее положение дел, ч.2
ООН-79: Бесконечные кризисы Вашингтона или многополярный мир и развитие?
Большая игра на Африканском Роге продолжается. Часть 1: Движущие мотивы турецкого посредничества
Речь Эммануэля Макрона в ООН: дымовая завеса для сокрытия колониального наследия Франции в Африке
Внутрипартийный раскол в НФОТ: история партии, ч.1