4 апреля 2018 года в рамках борьбы с нарушениями международных санкций в отношении КНДР в водах Индонезии был задержан сухогруз Wise Honest водоизмещением 17 тыс. тонн. Сообщалось, что он имел экипаж из 25 человек, перевозил 25 500 тонн угля на сумму не менее 2 990 000 долл. США и, как сообщалось, намеревался осуществить незаконную передачу груза с судна на судно у побережья индонезийской провинции Восточный Калимантан, нарушая тем самым санкции, предусмотренные резолюциями Совета Безопасности ООН. Это первый случай ареста северокорейского сухогруза вследствие нарушения международных санкций.
В тот период судно совершало рейсы под флагом Сьерра-Леоне, а в момент ареста на нём была выключена автоматическая система опознавания. Кроме того, сухогруз не оповещал соответствующие ведомства Индонезии о входе в её территориальные воды и не получил разрешения на транспортировку угля. Как сообщили власти Индонезии, моряки предполагали, что уголь был загружен во Владивостоке, но, как выяснилось позже, судно было загружено в северокорейском порту Нампхо. Предполагалось, что позже произойдёт перегрузка угля с северокорейского на российское судно.
В водах Индонезии задержанное судно простояло почти год, после чего 9 мая министерство юстиции США арестовало его и подало гражданский иск с целью конфискации судна. Капитан был признан индонезийским судом невиновным, и все моряки вернулись на родину.
Согласно исковому заявлению американского минюста в суд штата Нью-Йорк, корабль действовал под эгидой Корейской Народной Армии и игнорировал резолюции ООН, по крайней мере, с 2016 года. Кроме того, сухогруз будто бы использовался для доставки в КНДР тяжёлой техники. При этом оплата за техническое обслуживание и модернизацию судна производилась в американских долларах через банки США. В соответствии с санкциями Совбеза ООН, северокорейским организациям и частным запрещено использовать финансовую систему США.
14 мая Пхеньян выступил с резкой критикой в адрес правительства США по поводу ареста Wise Honest и потребовал его возвращения. Агентство ЦТАК опубликовало заявление МИД КНДР, в котором данный шаг назвали «незаконным возмутительным актом». В заявлении отмечается также, что США должны «подумать о последствиях своего отвратительного шага» и немедленно вернуть судно. Пхеньян считает арест своего сухогруза серьёзнейшим нарушением духа совместного заявления, принятого по итогам первого саммита 12 июня в Сингапуре, которое обещает установить новые отношения между КНДР и США. «Поведение США является продолжением американского способа расчета, чтобы заставить нас поддаться максимальному давлению». «США должны обдумать, какие последствия будут вызваны его бандитским поведением для развития обстоятельств в будущем и вернуть наше судно без каких-либо задержек».
Кроме того, 17 мая Северная Корея направила письмо с протестом генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу. Как отмечается в письме, «США совершили незаконный и недопустимый» акт при захвате торгового судна КНДР и впоследствии отбуксировали к архипелагу Американское Самоа. По мнению северокорейской стороны, это было сделано под предлогом, что судно нарушило положения внутреннего американского законодательства (о чем говорит обращение во внутриамериканский суд), и действия властей США на международной арене, основанные на внутригосударственном законодательстве, согласно резолюции 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, определяются как незаконный акт, противоречащий уставу ООН и международному праву.
В ответ пресс-секретарь главы ООН Стефан Дюжаррик сообщил, что обращение северокорейской стороны рассматривается СБ ООН, но вопросы об уклонении от принятых в отношении КНДР санкций, а также исполнения резолюций входят в юрисдикцию стран-участниц Совбеза.
Требования Пхеньяна пока не ослабевают. Как заявил постоянный представитель КНДР при ООН Ким Сон, США должны подумать о том, какие последствия может иметь для них арест северокорейского судна, являющийся «продуктом крайне враждебной политики США». «Это беспрецедентное и исключительно длительное применение санкций не поможет разоружить Северную Корею. Вместо этого он лишь подорвет шансы на мирное урегулирование нынешнего противостояния».
22 мая представитель КНДР при отделении ООН в Женеве Хан Дэ Сон в интервью Reuters заявил, что подобные действия являются незаконными, нарушая суверенитет КНДР. Он потребовал немедленно вернуть судно, назвав данный инцидент самым большим препятствием в отношениях между Пхеньяном и Вашингтоном. «Это самая большая проблема […] и бессмысленное нарушение международного права».
США же «следуют своим курсом». Министерство юстиции и Госдепартамент США отказываются комментировать призывы Пхеньяна о возвращении судна, подтверждая намерение продолжать соответствующие юридические процедуры, но воздерживаясь от замечаний, которые могли бы обострить напряжённость в отношениях между Вашингтоном и Пхеньяном. А в ответ на просьбу агентства Ёнхап прокомментировать требование Ким Сона, представитель госдепартамента США отметил, что санкции останутся в силе, и их продолжат соблюдать страны-члены ООН.
Понятно, что Пхеньян не может заставить Вашингтон предстать перед Международным судом, но при определенном развитии событий ситуация с захватом судна может стать поводом (но не причиной) для разрыва нынешнего диалога США и КНДР. То, что Пхеньян назвал этот инцидент прямым отрицанием духа Сингапурской декларации, довольно важно, так как этот дух предполагает взаимное движение навстречу. То есть Пхеньян может не выполнять свои обязательство по денуклеаризации, если Вашингтон проигнорирует пункт об установлении «новых отношений между США и КНДР в соответствии с желаниями народов двух стран мира и процветания».
У северян есть что припомнить — испытание противоракетной обороны США 25 марта, которое они считают «имитацией перехвата нашей межконтинентальной баллистической ракеты», «возобновленные военные учения», серия заявлений лиц из окружения Трампа, где Кима называли тираном, а Север – страной-изгоем.
СМИ РК в этом контексте полагают, что конфискация судна «означает, что США перестали проявлять сдержанность в отношении Пхеньяна, когда они старались не нанести вреда северокорейско-американскому диалогу. Видимо, начали действовать последствия безрезультатного саммита в Ханое». Однако иные эксперты считают, что конфликт вокруг северокорейского сухогруза вряд ли окажет серьёзное влияние на переговоры между Пхеньяном и Вашингтоном. Пока ни США, ни КНДР не хотят дальнейшего углубления противоречий в двусторонних отношениях, и, скорее всего, Вашингтон не пойдёт на обострение ситуации с учётом возможных переговоров и необходимости проявить гибкость, но теперь у КНДР будет повод отыграть назад.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».