EN|FR|RU
Социальные сети:

Заграничное турне Синдзо Абэ накануне “Саммита G-20”

Владимир Терехов, 09 мая

56453422

В последнюю неделю апреля премьер-министр Японии Синдзо Абэ отправился в длительное заграничное турне, в ходе которого посетил несколько европейских стран, штаб-квартиру ЕС в Брюсселе, а также США и Канаду.

Официальная цель поездки связывается с подготовкой к проведению очередного “Саммита G-20” (то есть тех государств, экономики которых занимают первые двадцать мест среди всех стран мира). В этом году он пройдёт в конце июня в японском городе Осака.

Формат “G-20” сегодня становится едва ли не самой авторитетной межправительственной площадкой (возможно, просто единственной), на которой можно хотя бы попытаться согласовать разнородные мнения всех ведущих мировых игроков относительно ключевых проблем мироустройства, пребывающего в состоянии радикальной трансформации. В центре этих проблем остаются негативные последствия финансового кризиса 2008 г., на которые в последний год накладываются зарождающиеся “торговые войны” между основными производителями валового мирового продукта, а также турбулентность в таких межгосударственных торгово-экономических организациях, как ЕС и НАФТА.

Собственно, для решения указанных проблем с 2008 г. и собирается “Саммит G-20”. Хотя на экспертном уровне форум “G-20” работает с конца 90-х годов. Стимулом для его создания явился тогда так называемый “Азиатский финансово-экономический кризис 1997-1998 гг.”, спровоцированный, как утверждается, “излишне быстрым развитием азиатских тигров”.

За два месяца до начала работы очередного “Саммита G-20” хозяин предстоящего мероприятия отправился прозондировать позиции по формируемой повестке дня основных участников будущей встречи. Таковыми являются упомянутые выше основные производители мирового продукта, то есть США, Китай, ЕС и сама Япония. Которые, повторим, находятся в сложных отношениях друг с другом.

В Токио, видимо, сложилось некое мнение о позиции Китая после состоявшейся в середине апреля встречи в Пекине представительных делегаций, которые возглавлялись министрами иностранных дел. Естественно, что в Японии постоянно держат руку на пульсе, который бьётся в кровеносной системе двух других ведущих мировых экономик (и главных торговых партнёров страны). Но не повредит, конечно, посмотреть лишний раз “своими глазами”, что сейчас происходит в ЕС и США.

Тем более, что с Брюсселем и Вашингтоном у Токио возникли проблемы двустороннего характера, которые, впрочем, являются неотъемлемой частью многоплановой глобальной игры.

Можно отметить два основных мотива “зондажной” поездки японского премьера в Европу. Во-первых, продолжающаяся проблема с Brexit мешает полноценному использованию выгод от вступившего в силу с 1 февраля с. г. японо-европейского Соглашения об экономическом партнёрстве. Японские компании поддерживают обширные кооперационные связи с коллегами как Великобритании, так и “континента”. Кроме того, для самой Великобритании “континент” остаётся основным экономическим партнёром.

Отсутствие чётко оговоренного формата новых отношений в сфере экономики между Брюсселем и Лондоном осложняет ведение бизнеса Японии с ними обоими. Поэтому на встрече с Д. Туском и Ж.-К. Юнкером, состоявшейся 26 апреля в Брюсселе, С. Абэ в очередной раз призвал руководителей ЕС сделать всё возможное для предотвращения “несогласованного ухода” Великобритании.

Второй мотив очередной поездки в Европу японского премьера обусловлен резкой активизацией в последнее время европейского направления внешней политики Китая, то есть главного геополитического оппонента Японии. Только что состоялись визиты в ряд европейских стран лидера КНР Си Цзиньпина и премьер-министра страны Ли Кэцяна. И хотя Китаю пока не удаётся достичь Соглашения, типа упоминавшегося выше японо-европейского, но “разведка на месте” последствий китайской активности в Европе, конечно, не помешает.

Придерживаясь в отношении КНР стратегии, которую в футбольных терминах можно назвать “плотной персональной опекой”, С. Абэ не мог в ходе поездки в Европу не уделить особого внимания центрально-восточной части континента. Для Пекина данный субрегион приобретает особое значение в связи с планами по реализации европейского (то есть главного) ответвления ключевого национального проекта “Один пояс один путь”.

Основная транспортная магистраль, которая должна присоединить Европу к ОПОП, будет начинаться в греческом порту Пирей (а также, возможно, в портах Италии) и проходить с юга на север через страны указанного субрегиона. Для обсуждения возникающих при этом вопросов создан форум “16+1”, который в ходе последнего заседания в Хорватии с участием премьер-министра КНР принял формат “17+1”, ибо в него вошла Греция.

О складывающейся в указанном субрегионе ситуации С. Абэ мог получить представление после проведения в столице Словакии Братиславе 3-го (с 2013 г.) форума V4+Japan, в который, помимо Японии, входят 4 страны так называемой “Вышеградской группы”.

Перед тем как пересечь Атлантический океан, японский премьер посетил Париж. В ходе состоявшихся здесь переговоров с президентом Э. Макроном главной задачей обоих, как утверждают комментаторы, было “обойти на цыпочках” крайне токсичную тему, спровоцированную коррупционным скандалом вокруг бывшего руководителя объединения NissanRenault Карлоса Гона. Указанный манёвр опытным политикам вполне удался, и они договорились “координировать действия” на предстоящем “Саммите G-20”.

За океаном первой столицей посещения С. Абэ стал, естественно, Вашингтон. Здесь японский премьер наверняка услышал нетерпеливое притопывание башмака ключевого союзника под переговорным столом: “Сколько ещё это безобразие будет продолжаться”. Содержание указанного “безобразия” не раз обсуждалось в НВО и оно, конечно, хорошо известно и понятно гостю.

На этот раз среди различного рода поводов для обвинения Японии в “недобросовестном” поведении на американском рынке Д. Трамп остановился на автомобилестроении. Смысл его претензий сводился к тому, что вместо импорта готовых автомобилей было бы лучше, если бы японские автогиганты выносили производство на территорию США. Кстати, нечто похожее он говорил несколько месяцев назад и в адрес германских автопроизводителей.

Совсем другая атмосфера окружала визит С. Абэ в Канаду – конечный пункт его небывало долгого заграничного турне. В Канаде не меньше, чем в Японии наслушались того же примерно плана нотаций “старшего брата”. Главным образом, в связи с аналогичными “несправедливостями”, которые США вынуждены терпеть в НАФТА, то есть в рамках “Североамериканского соглашения о свободной торговле”, действующего с 1994 г.

Но, помимо схожих огорчений от претензий Вашингтона, искренности взаимных улыбок, которыми обменивались в Оттаве С. Абэ и премьер-министра Канады Дж. Трюдо, способствовал факт вступления в силу “Всеобъемлющего и прогрессивного транстихоокеанского партнёрства” (The Comprehensive and Progressive for the TransPacific Partnership, CPTPP). Основными участниками CPTPP являются как раз Япония и Канада, но этот проект покинули США, о чём сейчас в Вашингтоне довольно откровенно жалеют.

Среди различных тем, которые обсуждались в Оттаве, обратило на себя внимание ходатайство Дж. Трюдо перед С. Абэ о содействии в разрешении конфликтной ситуации, возникшей в китайско-канадских отношениях после арестов в Канаде (по запросу США) ответственной сотрудницы китайской компании Huawei и двух канадских граждан в Китае.

В целом же, масштаб последнего заграничного турне премьер-министра Японии свидетельствует о серьёзной подготовке к предстоящему “Саммиту G-20”, которую проводит его будущий хозяин.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».