25.01.2019 Автор: Константин Асмолов

Снова о военном сотрудничестве США и РК

1000w_q95

На фоне как развивается военное сотрудничество двух стран со времени последнего дайджеста на эту тему.

Проведение совместных учений

Напомним, учения Key Resolve и Foal Eagle проводятся каждую весну в марте, начиная с 1994 года. Следующие учения запланированы на март 2019 года. Наиболее масштабные учения — Ulchi Freedom Guardian, объединившие в себе манёвры Ulchi и Freedom Guardian. При этом Ulchi — это универсальные военные учения, целью которых является повышение боевой готовности в условиях чрезвычайной ситуации. Freedom Guardian представляют собой командно-штабные учения, в ходе которых отрабатывается управление  войсками с целью отражения вторжения противника. До 2008 года они назывались Ulchi Focus Lens и совмещали в себе военные учения Focus Lens, проводившиеся с 1954 года под руководством Командования ООН, и правительственные манёвры Ulchi, проводившиеся с 1968 года. В них принимают участие сухопутные и военно-воздушные войска, морская пехота, государственные учреждения и американские военные. В 2017 году США привлекли к ним 17,5 тыс. своих военнослужащих, включая 3 тыс. человек с военных баз в других странах.

Пхеньян неоднократно указывал, что данные учения являются репетицией вторжения в КНДР, поэтому решение об их приостановке можно считать действием, направленным на ускорение переговоров о денуклеаризации Севера.

Напомним также, что сигналы на эту тему поступали разные и, похоже, Трамп занимал более проактивную позицию, чем военные, в то время как генерал Абрамс открыто говорил, что отмена учений скажется на боеготовности.

26 ноября командующий ВВС США в Тихоокеанском регионе Чарльз Браун дал указание о приостановлении полётов стратегических бомбардировщиков над территорией Корейского полуострова. Однако, комментируя этот шаг, пресс-секретарь департамента министерства обороны США по делам Восточной Азии и Тихого океана Кристофер Роган отметил, что хотя Пентагон поддерживает смягчение военной напряжённости на Корейском полуострове и усилия американских дипломатов, направленные на достижение подконтрольной денуклеаризации в регионе, Вашингтон и Сеул будут продолжать проведение штатных военных учений в целях повышения обороноспособности сил РК и поддержания боеготовности южнокорейско-американского военного альянса.

27 ноября министр обороны США Дж. Мэттис отметил, что весенние учения будут не отменены, но реорганизованы «на уровне, который не будет наносить ущерб дипломатии». Если Foal Eagle «реорганизуется», он может принимать форму нескольких событий более низкого уровня, возможно, на уровне батальона.

29 ноября глава Индо-Тихоокеанского командования США Филипп Дэвидсон заявил, что откладывание крупных южнокорейско-американских военных учений никак не отразится на обороноспособности РК. Подчеркнув важность союза РК и США, Филипп Дэвидсон отметил, что пересмотр масштабов и формата ряда совместных учений проводится в рамках сохранения состояния боеготовности объединённых сил.

6 декабря представитель южнокорейского правительства сообщил, что РК и США рассматривают возможность пересмотра формата учений. Foal Eagle будут отложены, а Key Resolve будут проведены в командно-штабном формате, а не как полевые учения с участием военнослужащих двух стран и боевой техники. Дескать, США заявили о своём намерении не отправлять свои войска для участия в них ради содействия диалогу между Вашингтоном и Пхеньяном и создания позитивной атмосферы для проведения второго американо-северокорейского саммита.

11 декабря пришла новость о том, что военные ведомства РК и США рассматривают возможность изменения названий совместных учений Key Resolve и Ulchi Freedom Guardian. Новые названия будут носить нейтральный характер, представляя собой определённый набор цифр – наподобие 19-1 и 19-2. Такие меры направлены на поддержание внешнеполитических усилий по денуклеаризации КНДР, в то время как нынешние названия, как указывается, являются фактором излишнего провоцирования Севера.

Автор, правда, ничего особенного в старых названиях не видит. Тем более, что известные оперативные планы по дестабилизации ситуации в КНДР или ликвидации ее руководства тоже имели «простые цифровые названия». К тому же, «рассматривают вопрос» – это именно «рассматривают вопрос», а не «приняли решение».

12 декабря ведущая северокорейская газета «Нодон синмун» «в авторских комментариях разоблачила» военные круги Южной Кореи, которые, несмотря на формально ведущийся диалог, «ведут безрассудное наращивание вооруженных сил и шумихи военных учений».

Филиппика была связана с тем, что взамен ранее отменённых совместных южнокорейско-американских военно-воздушных учений Vigilant Ace, которые должны были пройти в декабре, и в связи с опасениями по поводу возможности ослабления боеготовности ВВС страны в связи с отменой совместных учений, с 3 по 7 декабря в РК прошли учения, направленные на поддержание боеготовности ВВС и профессионализма личного состава.

В результате пока вопрос висит, и, как полагает директор отдела стратегии безопасности Корейского института оборонного анализа Ким Ёль Су, возможное приостановление совместных учений Сеул-Вашингтон будет определено в соответствии с шагами Севера по денуклеаризации. «Если Северная Корея не предпримет каких-либо дополнительных мер по денуклеаризации, учения возобновятся». Похожая позиция у председателя подкомитета по делам Восточно-Тихоокеанского региона Сената США Кори Гаднера: если КНДР продемонстрирует конкретные результаты в вопросе денуклеаризации, то военное командование РК и США может обсудить вопрос о прекращении учений.

По последним данным, Key Resolve (официально название еще не сменили) начнутся 4 марта и продлятся примерно две недели. Freedom Guardian, запланированные на август, могут получить название 19-2, Foal Eagle могут пройти в сокращённом масштабе.

Вопрос об оплате расходов на содержание военного контингента США на Корейском полуострове.

И снова напомним суть проблемы. Договор по этому поводу перезаключается каждые пять лет, ныне действующий был заключён ещё в 2014 году. По нему южнокорейская сторона выделяет на содержание американских войск 960 млрд 200 млн вон (или 852 млн долларов в год). Деньги идут на три категории расходов. 40% затрат — выплата заработной платы южнокорейским гражданам, работающим на американских военных базах. Ещё 40% расходов связаны с поддержанием системы совместной  обороны. Оставшиеся 20% расходуются на материально-техническое обеспечение американских войск.

Считается, что эти расходы составляют около половины расходов на содержание американских войск, но гражданские группы утверждают, что Сеул платит более 70 процентов, учитывая предоставление территории для военных баз.

Однако старый договор истекает 31 декабря этого года, и стороны уже который месяц не могут договориться. Президент США Дональд Трамп во время своей предвыборной кампании заявлял о том, что союзники Вашингтона должны взять на себя расходы на американскую военную поддержку, и теперь американская сторона требует значительного повышения доли Сеула (до 1 млрд 200 млн долларов), а корейская — выступает за разумное повышение расходов и улучшение всей системы их распределения. Кроме того, Сеул против новых требований Вашингтона о том, что южнокорейская сторона должна взять на себя часть расходов на размещение на Корейском полуострове стратегических вооружений США.

6 декабря Кан Гён Хва и Майкл Помпео договорились продолжать содействие переговорам на уровне военных ведомств двух стран о распределении расходов на содержание американского воинского контингента на Корейском полуострове.

С 11 по 13 декабря в Сеуле прошел десятый раунд южнокорейско-американских переговоров по подготовке десятого соглашения о распределении расходов, но стороны не сумели достичь консенсуса. Представители сторон Чан Вон Сам и Тимоти Беттс не смогли согласовать итоговую сумму расходов и не смогли договориться по другим спорным моментам. В этой связи сумма расходов временно будет определена исходя из показателя этого года.

25 декабря со ссылкой на «анонимный источник в дипломатических кругах» стали известны некоторые подробности. РК и США значительно смягчили взаимные разногласия и достигли определённых договорённостей об изменении доли РК в пределах 100 млн долларов, — был подготовлен соответствующий план, однако американское руководство отвергло его и подняло долю Сеула до 1700 млн долл. В противном случае Сеулу угрожали сократить присутствие войск США. Таким образом, прежние усилия оказались «пустыми», и в настоящий момент стороны даже не определили сроки дальнейших контактов.

Кроме того, американская сторона предложила ограничить действие следующего соглашения одним годом. До сих пор соглашения действовали пять лет. Данное предложение объясняется тем, что по указанию Дональда Трампа в США разрабатываются новые принципы распределения военных расходов. Поэтому американская сторона хочет ограничить срок следующего соглашения с РК одним годом, чтобы затем подписать другое соглашение, основанное на новых принципах. Таким же образом США намерены максимально увеличить расходы РК, Японии, НАТО и других стран и организаций, на территории и в рамках которых действуют американские воинские контингенты.

Не исключено, что южнокорейская сторона намеренно затянула переговоры, чтобы не платить больше и, вероятнее всего, переговоры продолжатся в марте 2019 г., а пока Сеул будет платить по-старому. Даже новость от 25 декабря может оказаться некорректным вбросом, дабы мобилизовать общественное мнение и оказать давление на Вашингтон.

Между тем, профсоюз корейских сотрудников, работающих в USFK, был уведомлен, что с 15 апреля 2019 года 8,700 человек будут отправлены в неоплачиваемый отпуск, если соглашение не будет урегулировано своевременно. Такое будет идти вразрез с трудовым законодательством РК (государственные работодатели должны платить работникам 70 процентов своей заработной платы, если они должны быть отправлены в отпуск) и воспринимается как средство давления на Южную Корею с целью заставить ее пойти на уступки в ходе текущих переговоров.

В итоге правящая Демократическая партия и советник президента РК по национальной безопасности Чон Ый Ён настаивают на том, чтобы Национальное Собрание приняло скорейшую резолюцию о возобновлении переговоров, а аналитики утверждают, что ценой застопорившихся переговоров по этому вопросу стала эрозия доверия к США как к надежному партнеру и стороннику безопасности.

Иные вопросы

Еще один комплекс проблем связан с местом расположения Объединённого командования сил РК и США, которое собирались перевести из сеульского района Ёнсан на территории, подведомственные министерству обороны РК.

В прошлом году из Ёнсана на базу Camp Humphreys в городе Пхёнтхэке провинции Кёнгидо было переведено командование восьмой армии США, а в июне этого года — штаб-квартира американских войск. На базе в Ёнсане остались Объединенное Командование и ряд подразделений, которые собирались размещать в зданиях министерства обороны и объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил РК, а также ещё в одном из зданий, находящихся на балансе министерства.

Однако после того, как командующим войсками США на Корейском полуострове стал генерал Роберт Абрамс, выяснилось, что по его мнению, это может снизить эффективность совместных операций и повлиять на общую оборонную позицию союзников. Причина состоит в том, что разделение штата южнокорейско-американского командования, состоящего из 300 человек, по трём-четырем разным местам является непродуктивным и может вызвать неудобства в связи с тем, что их сопровождают военные подразделения. Альтернативные варианты включают сохранение Командования на старом месте в Енсане, перенос его в Пхёнтхэк или строительство отдельного комплекса в Министерстве обороны РК.

С наследием американских войск в центре Сеула связана еще одна проблема – экологическая. По данным столичной мэрии, в этом году в подземных водах вблизи указанного места концентрация загрязняющих веществ превысила допустимую норму. В 27 из 62 контрольных точек возле бывшей базы в грунтовых водах выявлено превышение допустимого уровня загрязняющих веществ. В районе расположенной неподалёку станции метро Ноксапхён в 16 из 41 контрольной точки выявлена концентрация бензола, превышающая допустимый уровень в 1170 раз. На одной из территорий бывшей базы — Camp Kim — выявлено превышение допустимого уровня нефтяных углеводородов в 292 раза. Мэрия Сеула проводит мониторинг состояния грунтовых вод в районе бывшей американской базы с 2001 года. Установлено, что с 2004 года показатель концентрации бензола сократился на 40%, а нефтяных углеводородов на 95% по сравнению с 2008 годом. Однако ситуация всё ещё плохая.

Надо отметить, что этот район является казармами иностранных войск с начала ХХ века. В 1904 году во время русско-японской войны японские войска использовали данную территорию для базирования своих войск. Позднее на территории района Ёнсан располагалась седьмая дивизия США, высадившаяся в Инчхоне в сентябре 1945 года. Впоследствии территория была передана в пользование властям США с целью размещения войск, базирующихся на территории страны.

В 2003 году было принято решение о возвращении территории бывшей базы властям Сеула и переносе американской базы в район Пхёнтхэк в 70 километрах к югу от Сеула. Позднее, в 2005 году, правительство РК обнародовало план превращения территории главной военной базы США в сеульском районе Ёнсан в муниципальный парк.

Обсуждение проблемы загрязнения территории началось ещё в 2001 году. Тогда в районе станции метро Ноксапхён было зафиксировано повышенное содержание вредных веществ. В связи с этим были срочно приняты меры для предотвращения дальнейшего загрязнения территории.

Кроме вредных веществ, на территории бывших американских казарм обнаружилось и большое количество бродячих котиков, которых в Корее традиционно боятся, особенно старшее поколение. Американская сторона предлагает программу, известную как «trap, neuter, release», которая направлена на сокращение проблемы с течением времени путем стерилизации и вакцинации кошек.

Таким образом, проблемы есть, но в стратегическом смысле ничего не меняется. 1 января в новогодней передаче KBS министр иностранных дел РК Кан Гён Хва, министр по делам воссоединения Чо Мён Гюн и министр обороны Чон Гён Ду обсудили настоящее и будущее Корейского полуострова. Большое внимание было посвящено вопросу передачи Сеулу права оперативного контроля над своими вооружёнными силами в военное время. Глава оборонного ведомства РК Чон Гён Ду заявил, что американский военный контингент не будет выведен из РК и после передачи оперативного контроля. Он также заявил, что будет активно и структурно продвигать сам процесс передачи.

А 8 января Чон Гён Ду и исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан обсудили вопросы двустороннего сотрудничества по телефону. Стороны отметили, что союз РК и США в течение почти 70 лет играл решающую роль в сохранении мира и стабильности на Корейском полуострове, и сошлись во мнении о том, что тесное сотрудничество глав оборонных ведомств двух стран является важным условием сохранения союза РК и США, договорившись поддерживать диалог.

Надеюсь, как минимум ни один котик в его процессе не пострадает.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: