С середины февраля с.г. на лентах новостных агентств вновь участилось появление аббревиатуры ADIZ. “Вновь”, потому что она уже занимала центральное место на рубеже 2013-2014 гг. в сообщениях об угрозе прямого военного противостояния КНР с США и Японией в Восточно-Китайск
На этот раз та же аббревиатура используется в контексте ещё более острой ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ), которую формируют те же ведущие региональные игроки.
Речь идёт о так называемой “опознавательной зоне ПВО” (Air Defense Identification Zone, ADIZ), которую МО Китая уже ввело в конце 2013 г. над значительным пространством ВКМ и, по слухам, собирается теперь ввести над ЮКМ.
Следует отметить, что Китай отнюдь не является пионером по использованию ADIZ в определённом воздушном пространстве, особо “чувствительном” с точки зрения обеспечения национальной безопасности некоторого государства.
В 50-е годы такую зону в районе западного побережья ввели США, когда, согласно разведывательным данным, появилась угроза (как оказалось, сильно преувеличенная) со стороны “быстро растущего флота советских бомбардировщиков
Япония также имеет собственную ADIZ, которая окружает все четыре основных японских острова, а также архипелаг Рюкю. Важно отметить, что японская и китайская зоны над ВКМ существенным образом перекрывают друг друга, включая в себя воздушное пространство над островами Сенкаку/Дяоюйдао
Как правило, ADIZ простирается на значительное расстояние от пределов национального воздушного пространства, и использующее его государство не имеет права ограничивать пролёты в нём иностранных самолётов (включая военные). Единственное, что экипажам последних рекомендуется, так это заранее предупредить наземные службы данного государства о намерении пересечь пространство ADIZ.
Компаниям-перево
Так, в ответ на появление в конце 2013 г. китайской зоны над ВКМ в США (плотно вовлечённых во все события, происходящие в Восточной Азии) делались громкие заявления о “рекомендациях” воздушным компаниям-перево
Судя по всему, указанные “рекомендации”, видимо, так и не дошли до адресатов, ибо за прошедшие два года не было слышно о каких-либо проблемах в отношениях гражданских перевозчиков с китайскими службами контроля воздушного пространства.
Правда, вскоре после введения Китаем ADIZ над ВКМ через эту зону демонстративно пролетели два американских бомбардировщика B-52 в режиме радиомолчания, то есть не отвечая на запросы китайских наземных служб. Это был вызывающий жест, который должен был продемонстрирова
Примерно такого же рода игры между обоими глобальными игроками теперь разворачиваются в связи с упомянутыми выше слухами о возможном введении ADIZ теперь над ЮКМ. Собственно, подобные предположения (не комментировавшие
В Китае на официальном уровне такая возможность не комментировалась вплоть до конца прошлого года. Что касается китайских экспертов, то ещё летом 2015 г. руководитель китайского Национального института изучения проблем ЮКМ Ву Сичун на конференции в Вашингтоне вообще отрицал такую возможность.
Однако руководство США, видимо, уже осенью прошлого года располагало более или менее определённой информацией на эту тему. Так, выступая 6 октября 2015 г. на конференции в Сиднее, командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Скотт Свифт, перечислив перечень “вызывающих действий” КНР в ЮКМ, заявил, что если китайская ADIZ появится и в ЮКМ, то это будет означать “нарушение международных норм”.
26 февраля уже текущего года непосредственный начальник С. Свифта, руководитель Тихоокеанского командования США (USPACOM) адмирал Харри Харрис выразил “опасение, что [возможная китайская ADIZ над ЮКМ] будет иметь дестабилизирующи
При этом он не отрицал само право любого государства устанавливать такие зоны в воздушном пространстве, “прилегающем к национальной территории”. Собственно, те же слова используются и официальными китайскими лицами, когда комментируется сам факт повышенного внимания, которое в последнее время в США уделяется теме возможного введения Китаем ADIZ в ЮКМ.
Суть американо-китайс
Последний обмен колкостями на тему (всё ещё гипотетической) китайской ADIZ над ЮКМ произошёл 1 апреля с.г. В нём участвовали официальные представители Министерств обороны обеих стран. С китайской стороны, в частности, было заявлено, что вопрос о развёртывании ADIZ над ЮКМ “будет зависеть от оценки Китаем характера угроз в его воздушном пространстве”.
Наконец, представляется примечательным, что взаимные резкости в связи как с данной темой, так и появлением новых спутниковых фотографий, зафиксировавших появление на китайских искусственных островах в ЮКМ систем ПВО, а также истребителей, произошёл в момент встречи в Вашингтоне Б. Обамы и Си Цзиньпина на полях Саммита по ядерной безопасности.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихооке