08.12.2015 Автор: Владимир Терехов

США возобновляют поставки вооружений Тайваню?

3453454334525 ноября с.г. издание View компании Bloomberg опубликовало статью колумниста Джоша Рогина “США готовят продажу новой партии вооружений Тайваню”.

Bloomberg пользуется репутацией солидной компании, издания которой до сих пор не были замечены в погоне за дешёвыми сенсациями и распространении недостоверной информации, не заслуживающей серьёзного внимания.

Видимо, поэтому на статью последовала немедленная официальная (и негативная) реакция со стороны министерства обороны КНР. Хотя текст Дж. Рогина сопровождался необходимой в таких случаях припиской о том, что редакция издания, сама компания Bloomberg, а также её владельцы “необязательно” разделяют мнение автора статьи.

Заслуживающим доверия изданием затронута слишком серьёзная для КНР проблема статуса Тайваня де-юре и де-факто. Едва ли будет преувеличением сравнить её с многолетней кровоточащей раной, которая только с 2008 г., когда к власти вернулась партия Гоминьдан, стала постепенно покрываться “болячкой” и несколько ушла в тень других актуальных проблем Китая.

Сейчас на слуху ситуация в Южно-Китайском море (ЮКМ), для которого, впрочем, тот же Тайвань является северной “окантовкой”. На фоне обостряющегося противостояния в ЮКМ двух ведущих мировых держав, Тайвань и Тайваньский пролив выглядели в последние годы почти тихой заводью. Нынешний президент Тайваня Ма Инцзю и возглавляемая им партия Гоминьдан соблюдают хотя бы внешние приличия в отношениях с “мейнлендом”, не претендуя на статус независимого государства де-юре (и удовлетворяясь независимостью де-факто), что пока устраивает Пекин.

Однако на предстоящих 16 января следующего года президентских выборах почти определённо победит нынешний лидер оппозиционной Демократической прогрессивной партии (ДПП) Цай Инвэнь, которая пока ничего не говорила о намерении продолжить соблюдение упомянутых “приличий” в отношениях с “мейнлендом”.

Поэтому в поле зрения наблюдателей за развитием ситуации в районе новых “Балкан” современного мироустройства (которые сегодня включают в себя также Корейский полуостров, острова Сенкаку/Дяоюйдао и ЮКМ) начинает перемещаться Тайвань. Этому поспособствует и упомянутая выше статья, в которой затрагивается наиболее чувствительный аспект тайваньской проблемы, обусловленный американо-тайваньским военно-техническим сотрудничеством. Следуя за эволюцией отношений между США и КНР, его формат и объём менялись во времени.

Вплоть до начала 70-х годов прошлого века, то есть в период наиболее острого американо-китайского противостояния, Тайвань играл роль непотопляемого авианосца США, а гоминьдановские вооружённые силы находились на полном американском обеспечении. В процессе реализации в 70-е годы стратегии Г. Киссенджера по использованию советско-китайских противоречий в американских интересах, США пришлось пойти на важные уступки КНР относительно тайваньской проблемы. В 1979 г. между Вашингтоном и Пекином были установлены дипломатические отношения, но и Тайвань американцами не был брошен на произвол судьбы.

В том же 1979 г. Конгресс США принял основополагающий документ (Taiwan Relations Act, TRA-1979), который с некоторыми дополнениями до сих пор регулирует формат отношений Вашингтона с островом. Помимо прочего, указанным документом предусматривается возможность поставок на Тайвань американских вооружений “оборонительного” плана.

Этой возможностью США пользовались не раз, что, наряду с быстро растущими возможностями собственной промышленности, позволяет оснащать современным оружием тайваньские вооружённые силы.

По некоторым оценкам, последние пока сохраняют потенциал для решения стоящей перед ними ограниченной задачи обеспечения в течение двух-трёх недель (до подхода американской, а возможно, и японской помощи) военного сопротивления гипотетическому вторжению НОАК на остров. Если Пекин решит, что ждать от Тайбэя “позитива” в решении тайваньской проблемы больше не имеет смысла и пора переходить к “не мирным” методам.

Однако в последние годы в США и на Тайване всё громче раздаются голоса о том, что на фоне быстрого совершенствования НОАК надёжность тайваньского оборонного потенциала вызывает сомнения, а для его поддержания необходимо возобновить поставки на остров американских вооружений.

Две последние американо-тайваньские оружейные сделки пришлись на период 2010-2011 гг. Их общая сумма превысила 12 млрд долл. Это была одна из крупнейших американских акций по продаже оружия союзникам. И хотя список тайваньского запроса на поставку американских вооружений был удовлетворён тогда далеко не полностью (с тем, чтобы окончательно не рассориться с КНР, было отказано в поставках 66 истребителей F-16 самых последних модификаций), перечень предоставленных Тайваню услуг оставил сильное впечатление. Особенно, видимо, в Пекине. Среди них особого внимания заслуживали поставки нескольких батарей систем тактической ПРО Patriot PAC-3, а также проведение модернизации имеющегося у Тайваня парка истребителей F-16 “почти до уровня”, соответствующего последним модификациям.

Указанные сделки были заключены тогда, когда окончательно рухнули иллюзии относительно возможности формирования согласованного американо-китайского курса по управлению мировыми делами (в рамках так называемой “концепции G-2”), а политические отношения между двумя ведущими глобальными державами начали приобретать отчётливо конкурентный (мягко выражаясь) характер.

И вот теперь, в период обострения американо-китайских отношений в связи с ситуацией в ЮКМ, автор статьи в BloombergView, ссылаясь на безымянного “официального источника”, сообщает, что администрацией президента Б. Обамы уже принято принципиальное решение о продаже (впервые за последние четыре года) американских вооружений Тайваню на сумму в 1 млрд долл. Ою этом якобы будет объявлено во второй половине декабря с.г. Дата официального опубликования данного решения была, видимо, выбрана таким образом, чтобы не создавать излишних проблем президенту США на конференции по проблемам климатических изменений в Париже, на которой присутствовал и его китайский коллега Си Цзиньпинь. Кроме того, эта дата не должна быть и слишком близкой ко дню предстоящих выборов на Тайване, чтобы указанное американское решение не выглядело как косвенная поддержка какого-либо из кандидатов.

Свидетельством же того, что опубликованные в упомянутой выше статье сведения не являются досужими домыслами автора, является письмо сенаторов Бена Гардина и Джона Маккейна на имя президента США, опубликованное 19 ноября, в котором предлагалось обсудить вопросы повышения потенциала “самообороны Тайваня, в том числе путём продажи вооружений”. При этом сенаторы ссылаются на соответствующие положения TRA-1979.

Наконец, интересен и предполагаемый перечень вооружений, который может стать предметом будущей сделки. Точнее, того, чего в списке, скорее всего, не окажется. В статье BloombergView говорится, что в оружейном “меню”, которое США предложат Тайваню, опять не будут присутствовать истребители F-16 новейших модификаций. Вопрос об их потенциальной продаже Тайваню представляет собой важный элемент той “красной линии” в системе американо-китайских отношений, переход которой рассматривается Пекином в качестве признака необратимости процесса деградации отношений с США.

Между тем, традицией внешней политики Вашингтона является предоставление возможности геополитическому оппоненту сделать “последний шаг” в этом процессе (как было, например, накануне Второй мировой войны). А самому остаться в “белых одеждах”. Правда, не более чем в имидживо-пропагандистском плане.

Если верен обозначенный выше формат предстоящей американо-тайваньской оружейной сделки, то он не выпадет из этой традиции.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».