В сложной геополитической игре, которая разворачивается на пространстве “расширенного” Азиатско-Тихооке
Здесь наметилась тенденция по формированию двух противостоящих друг другу тандемов, а именно японо-индийского и пакистано-китайского. При этом не вызывают сомнений предпочтения ведущего мирового игрока (США) относительно участников складывающегося в субрегионе Индийского океана стратегического противостояния.
В статьях НВО не раз обсуждались различные аспекты формирования первого тандема. Что касается второго, то важнейшим актом последнего времени по его оформлению стал государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Пакистан, состоявшийся в апреле 2015 г.
Среди основных итогов этого визита выделяются два заключённых соглашения: о строительстве инфраструктурно-э
Второе соглашение завершило предварительные двусторонние переговоры, которые велись с 2011 г. на предмет закупки (первоначально шесть) китайских ДЭПЛ. В начале октября с.г. оно было окончательно оформлено в виде контракта. Сумма сделки оценивается в 4-5 млрд долл., что делает её крупнейшим контрактом КНР по поставке вооружений на международные рынки.
В Индии, где особое внимание обратили как раз на это второе соглашение, высказывается предположение, что Пакистану будут проданы новейшие китайские ДЭПЛ класса Yuan Tipe-041, которые оснащаются современными анаэробными двигательными установками, позволяющим подводным кораблям находиться под водой две-три недели. Основным вооружением ДЭПЛ Yuan Tipe-041 будут противокорабельн
Эти и другие доступные для оценки характеристики позволяют утверждать, что лодки данного класса являются эффективным средством борьбы за контроль над морским пространством.
Условием контракта предусматриваетс
Такой формат двустороннего военно-техническ
В свою очередь представляется примечательным, что в последнее время появляется информация о возможности поставки Японией индийским ВМС новейших ДЭПЛ класса Soryu.
Подобная перспектива может оказаться вполне реальной, если иметь в виду близкую к завершению сделку по организации в Индии производства японский летающих лодок US-2 “Shin Maywa”. Тем самым наряду с обсуждаемым пакистано-китайс
В частности, реализация контракта на поставку пакистанским ВМС китайских ДЭПЛ станет испытанием степени реальности популярного в Индии мема “Индийский океан должен быть индийским” (то есть находиться под контролем индийских ВМС).
Он благосклонно оценивается в США, где в рамках стратегии “оффшорного балансирования” не прочь выставить Индию (совместно с Японией) на “передовые рубежи” стратегии сдерживания Китая. В данном случае в регионе Индийского океана.
Но этот мем уже испытывается на действенность наметившимся “силовым” проникновением в данный регион КНР, где категорически не согласны принимать во внимание заложенный в него смысл. И это несогласие принимает материальное подкрепление, в том числе, в виде упомянутой сделки с Пакистаном.
В настоящее время пакистанские ВМС располагают пятью устаревшими французскими ДЭПЛ Agosta, на частичную замену которых и придут новые китайские лодки. В строю индийских ВМС сейчас находятся 13 ДЭПЛ различных моделей, а также одна АПЛ Chakra (то есть арендованная у России АПЛ К-152 “Нерпа”).
Подводный флот Индии в настоящее время находится на стадии обновления, технологическую базу которого пока составляют французские ДЭПЛ класса Scorpene, строящиеся по лицензии на индийских верфях. Как выше отмечалось, к этому процессу может подключиться Япония со своей ДЭПЛ класса Soryu.
Однако обсуждаемый здесь контракт на поставку Пакистану новейших китайских ДЭПЛ, а также организация их лицензионного производства в этой стране позволяют предположить, что основные характеристики наметившегося процесса модернизации пакистанских ВМС могут иметь следствием резкое сокращение нынешнего уровня превосходства индийских ВМС над пакистанскими.
В частности, примечательным является заявление командующего ВМС Индии адмирала Робина Дхована, сделанное накануне визита Си Цзиньпина в Пакистан, о том, что в его ведомстве “внимательно наблюдают” за всем происходящим в Индийском океане.
Естественно, что сопоставление потенциалов ВМС неких стран не может быть сведено только к сравнению качественных и количественных характеристик располагаемых подводных лодок, и вообще – это предмет специального рассмотрении военными экспертами.
Здесь утверждается только одно: заключение контракта на поставку Пакистану китайских ДЭПЛ вполне вписывается в процесс обострения новой глобальной игры (не раз обсуждавшейся в НВО), основными участниками которой являются ведущие мировые державы.
В этом плане обращает на себя внимание статья в китайской Global Times под примечательным заголовком “Продажа подводных лодок не повод для опасений Индии”. И действительно, чего волноваться, когда регулярно проходят взаимные дружественные визиты разного уровня, с торговлей всё обстоит более или менее благополучно, и даже проводятся совместные военные учения.
Но уже отмечавшийся ранее талант иллюстратора к статьям этого китайского полуофициоза не подвёл и на этот раз. Процедура обсуждавшейся здесь пакистано-китайс
Наконец, всё изложенное выше даёт повод в очередной раз высказать заключение самого общего плана. Вопреки популярному тезису о “неконвенциональ
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихооке