EN|FR|RU
Социальные сети:

Перспективы проекта «Северный морской путь»

Дмитрий Бокарев, 14 июля

745623423423

Один из важнейших ресурсов, которыми обладает Россия, это ее территория. Уникальное положение РФ, ее огромная протяженность в направлении восток-запад, выход к Тихому и Северному Ледовитому океанам могут позволить России создать на своей территории уникальные транспортные маршруты мирового значения и стать одним из важнейших центров мировой торговли.

Среди самых многообещающих транспортных проектов современности следует отметить Северный морской путь (СМП). Эта транспортная артерия берет начало в тихоокеанских водах РФ, идет вдоль всего российского северного побережья и имеет выход в территориальные воды стран Северной Европы и в Атлантический океан.

В советские времена и в наше время СМП использовался для внутренних нужд страны. По нему доставляются необходимые грузы для жителей северных территорий, оборудование для работающих там промышленных объектов, вывозятся добытые ресурсы. Однако в наши дни у СМП может найтись еще одно не менее важное применение. Он может стать новым стратегически важным путем морского сообщения между Европой и Азией.

На фоне глобализации, развития торговли и экономической интеграции регионов мира все большее значение приобретают международные транспортные маршруты. Соответственно, все больший вес приобретают государства, способные их создавать и поддерживать в рабочем состоянии. Так, например, Республика Сингапур, входящая в число «Азиатских тигров», в значительной степени обязана своим процветанием выгодному расположению на Малаккском проливе – узком участке морского пути между Европой, Африкой и Восточной Азией, через который производится до четверти всех морских грузоперевозок на планете. Следует отметить, что дело не только в расположении (в Малаккском проливе есть порты других государств), но и в том, что Сингапур никогда не скупился на инфраструктурное строительство, в результате чего он обладает одним из четырех крупнейших морских портов в мире.

Началом новой эпохи в истории мировой транспортной и экономической интеграции можно назвать старт китайского проекта «Один пояс – один путь» (ОПОП) в 2013 г. Цель ОПОП – объединить в единую систему главные транспортные маршруты Евразии, Африки, а в последствии и всей планеты, как сухопутные, так и морские (в рамках субпроекта «Морской Шелковый путь XXI в.»).

Россия, давно мечтающая об экономической интеграции государств Евразии, с самого начала отнеслась к ОПОП с большим энтузиазмом. Уже сейчас РФ играет в ОПОП значительную роль благодаря своему географическому положению, а также наличию развитой железнодорожной системы. Особое значение для наземного сообщения между Европой и Азией имеет российская Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире, соединяющая Дальний Восток и европейскую часть РФ и имеющая ответвления в Центральную Азию. Однако, несмотря на всю свою важность, Транссиб не является единственной железнодорожной артерией евразийского значения. Железнодорожное сообщение между востоком и западом Евразии возможно и через страны Центральной Азии. Так, важной частью ОПОП являются железные дороги Казахстана.

По-настоящему уникальный маршрут, который Россия может предложить партнерам по ОПОП – это СМП. В случае если на всем протяжении СМП будет создана инфраструктура, необходимая для обслуживания большого потока судов, он может стать одним из важнейших морских маршрутов планеты.

СМП значительно короче, чем традиционный морской путь от восточной оконечности Евразии до Европы, идущий через Индийский океан. Так, чтобы попасть из Китая в страны Скандинавии по южному маршруту, судну придется пройти более 23 тыс. км. В случае использования СМП это расстояние сокращается до 14 тыс. км.

Еще одно преимущество СМП – безопасность. Южный маршрут проходит через несколько узких мест – например, упомянутый выше Малаккский пролив, а также Баб-эль-Мандебский пролив и др. В случае каких-либо военных действий эти участки могут быть заблокированы небольшими вооруженными силами. Кроме того, в Малаккском, и тем более в Баб-эль-Мандебском проливе, традиционно велика активность пиратов, а в последние годы также значительно возрос уровень террористической угрозы. Что касается СМП, то он проходит по спокойным территориальным водам России, что может гарантировать безопасность всем иностранным судам.

К недостаткам СМП можно отнести тяжелые природные условия. Для прохода по морям Северного ледовитого океана торговым судам может потребоваться сопровождение ледоколов, что повышает стоимость грузоперевозок. Кроме того, СМП идет вблизи малонаселенных районов и пока что не обладает достаточным количеством портов для захода, перевалки груза и ремонта судов в случае необходимости. Создание необходимой инфраструктуры для превращения СМП в удобный маршрут для коммерческих грузоперевозок, а не только для профессиональных покорителей Севера – одна из важнейших задач России.

Такую идею высказал российский президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию РФ 1 марта 2018 г. По словам В. Путина, СМП должен стать ключом к развитию русской Арктики и Дальнего Востока. Его нужно сделать глобальной транспортной артерией и увеличить грузопоток СМП до 80 млн тонн в год к 2025 г.

СМП должен стать важной частью глобальной транспортной системы, ради создания которой КНР запустила свой проект ОПОП. Поскольку взгляды России и Китая на евразийскую интеграцию практически полностью совпадают, для работы над благоустройством СМП РФ решила пригласить китайских партнеров.

В мае 2017 г. состоялась встреча глав МИД РФ и КНР, во время которой стороны заявили о начале совместной работы над проектом «Ледовый Шелковый путь». На первом этапе требуется реставрировать ряд портов на СМП и, возможно, построить несколько новых. Проект уже привлек немало китайских инвесторов, таких как Государственный банк развития, Китайский Торгово-промышленный банк, Фонд Шелкового пути и др., которые уже выделили на развитие СМП $19 млрд.

Для России развитие СМП – это возможность совершить мощный скачок в развитии своих северных регионов и освоении их огромных ресурсов, а также получать немалые транзитные прибыли. Для Китая это возможность пользоваться самым коротким морским путем в Европу. Кроме того, для КНР успешная работа СМП может стать залогом энергетической безопасности. Китайская экономика очень сильно зависит от импорта углеводородов из стран Ближнего Востока, которые доставляются по морю через Малаккский пролив. Как упоминалось выше, в случае обострения конфликтов КНР с ее противниками, такими как США, Малаккский пролив или другие участки южного морского пути могут быть перекрыты. В таком случае СМП может стать для Китая запасным маршрутом доставки энергоносителей (при этом путь танкеров от Ближнего Востока до Китая по СМП получится сопоставимым по длине с тем путем, который они проходят сейчас). Такая гарантия энергетической безопасности может еще более укрепить позиции Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ослабить позиции США и их союзников. Также следует отметить, что СМП будет в целом способствовать интенсификации мировой торговли. Такой короткий путь из АТР в Европу интересен не только Китаю, но также Японии, Корее, США и другим странам региона. Таким образом, превращение СМП в оживленную транспортную артерию может иметь огромное значение для России, Китая, Евразийского континента и всего мира.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».