EN|FR|RU
Социальные сети:

Россия и Япония наращивают экономическое сотрудничество

Дмитрий Бокарев, 16 января

J5645234324

Как известно, географическое положение Японии и ее потребность в импорте углеводородов способствуют развитию отношений этой страны с Россией. Только длительный спор о принадлежности Курильских островов не позволял Японии еще несколько десятилетий тому назад стать одним из главных российских экономических партнеров.

Не имея собственных углеводородных ресурсов, Страна восходящего солнца, тем не менее, создала одну из самых мощных в мире промышленностей, импортируя топливо из разных стран. При этом традиционно богатая нефтью и газом Россия, которая является близким соседом Японии, не входит в число ее основных поставщиков из-за непростых отношений, которые сложились между двумя странами после Второй мировой войны.

Сейчас основным поставщиком углеводородов в Японию является Ближневосточный регион. Морская доставка крупных партий энергоносителей вдоль всего южного побережья Евразии всегда была нелегкой и дорогостоящей. В последние же годы появился ряд факторов, делающих ее еще неудобнее. К ним можно отнести нестабильность и террористическую угрозу на Ближнем Востоке, а также китайскую инициативу «Один пояс – один путь» (ОПОП). Япония, обеспокоенная усилением позиций Китая по всей Азии, прохладно относится к ОПОП и к его субпроекту «Морской Шелковый путь XXI в.», который призван объединить в единую систему все морские маршруты вдоль южного побережья Евразии, в том числе и те, по которым Япония получает ближневосточные углеводороды. КНР активно берет под контроль ключевые порты на этом маршруте, и Япония начинает беспокоиться за свою энергетическую безопасность. Все это происходит на фоне ослабления в Индо-Тихоокеанском регионе позиций США, традиционного японского союзника и партнера. Видимо, все эти процессы в совокупности заставляют Японию по-новому взглянуть на свои отношения с Россией. Сейчас между РФ и Страной восходящего солнца активно развивается сотрудничество в энергетической, финансовой и транспортной сфере.

Конец 2017 г. ознаменовался множеством новостей о российско-японском экономическом сотрудничестве. Это связано с очередной встречей глав российского и японского МИДов Сергея Лаврова и Таро Коно, состоявшейся в Москве 24 ноября. Два министра подробно обсудили множество вопросов двустороннего взаимодействия, в том числе перспективы совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах.

В тот же день состоялось 13-е заседание Российско-Японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, на котором председательствовали первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов и министр иностранных дел Японии Таро Коно. Обсуждались вопросы российско-японского сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и высоких технологий. Были затронуты такие темы, как участие Японии в разработке арктических газовых месторождений и в развитии российского Дальнего Востока, совместные инвестиционные проекты и многое другое. После завершения заседания Т. Коно заявил, что российско-японские отношения имеют огромный потенциал и что необходимо сделать все для его реализации.

Вскоре после встречи глав российского и японского МИДов и заседания Межправительственной комиссии в СМИ начали одна за другой появляться новости о сотрудничестве крупных российских и японских компаний.

В начале декабря 2017 г. в Москве руководитель «Газпрома» Алексей Миллер встретился с председателем совета директоров «Mizuho Bank» Нобухидэ Хаяши. «Mizuho Bank» является одной из крупнейших финансовых организаций Японии, с которой «Газпром» успешно сотрудничает с 1999 г. Темой переговоров стали возможности участия капитала «Mizuho Bank» в стратегических проектах «Газпрома», работать над которыми российская корпорация собирается в 2018 г. «Mizuho Bank» может инвестировать свои средства в такие проекты, как газопровод «Сила Сибири-1», газопровод «Турецкий поток», «Северный поток-2», Амурский газоперерабатывающий завод и др.

В то же время СМИ сообщили о начале производства сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии нового российского завода, построенного на Ямальском полуострове в рамках проекта «Ямал СПГ». Этот завод строится при участии российских и зарубежных компаний на базе Южно-Тамбейского газового месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе РФ. Уже 8 декабря 2017 г. первая партия СПГ была погружена на танкер в Сабетте – российском арктическом порту в центре Северного морского пути. Пуск второй и третьей линии завода намечен на 2018-2019 гг., однако действующих мощностей уже достаточно для производства 5,5 млн тонн СПГ в год. В строительстве ямальского завода приняли участие японские строительные компании «JGC Corporation» и «Chiyoda Corporation», специализирующиеся на возведении объектов, связанных с газовой промышленностью.

Как известно, Япония входит в число главных мировых импортеров СПГ, при этом она значительно ближе к Северному морскому пути, чем Китай и Южная Корея. Возможно, именно Страна восходящего солнца станет главным потребителем ямальского СПГ.

Контрольным пакетом акций ОАО «Ямал СПГ» владеет российская газовая компания «Новатэк», которая является вторым производителем природного газа в РФ. Она активно участвует в разработке газовых месторождений российского Крайнего Севера и в развитии Северного морского пути. «Новатэк» ведет обширную работу с японскими партнерами: в частности, в конце ноября 2017 г. был подписан меморандум о взаимопонимании с торгово-промышленными гигантами «Marubeni Corporation» и «Mitsui O.S.K. Lines, Ltd». Три компании намерены создать на территории Камчатского края РФ комплекс по перевалке и маркетингу СПГ. По плану, там СПГ, привезенный танкерами ледокольного типа по Северному морскому пути, будет перегружаться на обычные танкеры для снижения стоимости перевозки. Из этой точки СПГ будет поставляться всем заинтересованным странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Японии, территориально близкой к Камчатскому краю. Ожидается, что японские компании сделают в проект крупные инвестиции. Также сообщается, что проект получил поддержку правительства Камчатского края, т.к. часть газа будет использоваться на нужды этого региона РФ.

Еще одной важной сферой российско-японского сотрудничества является транспорт. Как упоминалось выше, в морских грузоперевозках вдоль южного побережья Евразии все большую роль играет Китай и его «Морской Шелковый путь XXI в.», в котором Япония не желает участвовать на правах младшего партнера. Не исключено, что Стране восходящего солнца могут потребоваться альтернативные пути сообщения со странами Евразийского континента, свободные от китайского влияния. В связи с этим Япония проявляет интерес к российской Транссибирской магистрали, а также к Северному морскому пути, идущему вдоль северного побережья Евразии. В начале декабря 2017 г. российский железнодорожный холдинг «РЖД» сообщил о создании «сервиса одного окна» для японских компаний, намеренных доставлять грузы в Россию и Европу через порты Дальнего Востока по Транссибирской магистрали. Представители японских компаний смогут в короткие сроки получать любую нужную информацию по организации перевозок через территорию РФ.

В середине декабря 2017 г. стало известно, что крупные японские финансово-торговые компании «SBI Holdings» и «Hokkaido Corporation» решили объединить усилия, чтобы оказывать помощь небольшим японским компаниям, желающим вести бизнес в России. Фирмам, желающим открывать свои объекты и вести бизнес на территории РФ, будет предоставлена финансовая и информационная поддержка.

Таким образом, можно сделать вывод, что российско-японские отношения ожидает период подъема. Остается надеяться, что стороны сумеют закрепить достигнутые успехи, и сотрудничество России и Японии продолжит стабильно развиваться к обоюдной выгоде и на благо всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».