EN|FR|RU
Социальные сети:

Трагедия парома «Севоль»: новое расследование?

Константин Асмолов, 03 ноября

5241231231

13 октября 2017 г. администрация нового президента РК подала прошение в прокуратуру о начале нового расследования трагедии парома «Севоль».

Напомним, что заполненный в основном школьниками паром затонул в Жёлтом море 16 апреля 2014 года по пути из Инчхона на остров Чечжудо. На борту находились 476 пассажиров и членов экипажа. В результате катастрофы погибли 304 человека, 9 человек продолжают числиться пропавшими без вести. Спасательная операция, в которой участвовали более шести тысяч человек, продолжалась 210 дней до 11 ноября 2014 года, оставив глубокий след в массовом сознании и став общенациональной трагедией.

Как принято считать сегодня в РК, огромное количество жертв было вызвано неправильными действиями экипажа (как до, так и во время катастрофы), несогласованностью спасателей и неэффективными действиями руководства страны. Последний момент стал одной из весомых причин утверждения импичмента президенту страны Пак Кын Хе, выведших на улицы значительную часть демонстрантов.

Напомним, что «привязать» экс-президента к трагедии постарались сразу, и по поводу того, что делала Пак семь часов в день трагедии, ходили самые разные слухи – от любовного свидания до шаманских ритуалов в компании Чхве Сун Силь или косметических процедур. Другие пятнавшие власть слухи, активно озвученные в оппозиционных и не только СМИ говорили о том, что паром вёз секретное оборудование для строительства подземной стоянки подлодок под сопровождением разведки; что трагедию вызвало столкновение с американской АПЛ или попытка избежать этого столкновения, которая вызвала резкий маневр.

Специальная парламентская комиссия, напомним, активно «копала» этот вопрос и до, и после импичмента. Так, 14 декабря 2016 г. были допрошены 13 свидетелей из числа медицинских работников, имевших отношение к лечению главы государства, а также капитан Чо Ё Ок, который был дежурным офицером в администрации президента во время трагедии.

Защита экс-президента отбивалась: 10 января 2017 г. адвокаты Пак Кын Хе представили Конституционному суду отзыв на исковое заявление, согласно которому в день трагедии президент плохо себя чувствовала и работала в своей резиденции. Доклад о крушении парома она получила около 10:00 того же дня от Офиса национальной безопасности, после чего занималась чтением докладов о ходе спасательных работ, приведением в порядок прически и посещением Центрального штаба по бедствиям и реагированию в сфере безопасности.

Тем не менее, когда дело дошло до оснований импичмента, «преступное бездействие при крушении парома «Севоль» оказалось среди отвергнутых. Не хватило улик.

22 марта 2017 г., воспользовавшись благоприятной погодой, правительство РК наконец приступило к подъёму парома — работы стоимостью 72 млн долларов провел китайский консорциум во главе с компанией Shanghai Salvage, а сам подъём осуществлялся с помощью гидравлических домкратов, установленных на двух баржах. 23 марта «Севоль» подняли на поверхность, после чего паром был погружен в плавучий док и доставлен в порт Мокпхо провинции Чолла-Намдо.

У дорогостоящей операции были две основные цели. Первая – необходимость найти останки девяти человек, которые считаются пропавшими без вести, и захоронить их. Вторая и основная цель – выяснить истинные причины катастрофы. Что сыграло главную роль в трагедии – нарушение устойчивости из-за допущенных ошибок при модернизации судна, изношенность корпуса в результате неправильной эксплуатации, смещение груза при резком изменении курса? Или все-таки было столкновение с подводным объектом?

Другие вопросы, на которые осмотр мог дать ответ – был ли секретный груз? В какой мере вина лежит на капитане и Ко, а в какой – на спасателях?

Ожидалось, что выводы о причинах трагедии будут сделаны не ранее чем через полгода. Но срок прошел, никаких сенсаций не произошло, и вот внезапно новое расследование? Увы, дело в ином. Таковое касается «незаконного внесения поправок в директиву президента, имеющую отношение к трагедии парома «Севоль».

Оказывается, правительство Пак Кын Хе подозревают в том, что, внеся исправления в инструкцию по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации, оно превысило полномочия. Оказывается, 27 сентября 2017 г. в Центре реагирования на чрезвычайные ситуации был выявлен факт внесения исправлений в директиву 318, которой и является вышеуказанная инструкция. В соответствии с ней, в ситуациях подобных катастроф управление мерами реагирования возлагается на советника президента по национальной безопасности. Однако в конце июля 2014 года (после трагедии) по указанию занимавшего этот пост советника Ким Гван Чжина, указанная обязанность была возложена на вновь созданное министерство административного управления и безопасности, занимавшее нишу МЧС и расформированное администрацией Муна как наследие прошлого режима. О ужас! данная процедура была проведена без рассмотрения Управлением юридической экспертизы и одобрения президентом.

Также выяснилось, что Пак Кын Хе получила первый доклад о ситуации с паромом Севоль на полчаса раньше, чем они заявляли ранее! В 9:30 утра, хотя в свое время администрация президента сообщала о том, что доклад был представлен в 10 часов, а первые указания главы государства по ситуации отданы уже через 15 минут. Указывается, что соответствующие поправки были внесены 23 октября 2014 года.

В контексте столь шокирующей новости стоит напомнить, в чем сыр-бор: события пытаются преподнести так, что президент не отдала распоряжений вовремя (после получения первого письменного доклада), а потому со спасением детей произошла фатальная задержка. Хотя на самом деле задержки не было: спасательные службы появились на месте относительно вовремя – ВМФ, спецназ, рыбаки, вертолеты, представители почти всех релевантных министерств и ведомств. Однако каждая сторона создавала свой штаб операции, что привело к неразберихе и перекладыванию ответственности друг на друга (плюс из-за спешки не все прибыли должным образом экипированными). Но неужели это значит, что общим руководством в такой ситуации может заниматься только первое лицо страны (а не советник по безопасности, как «оказалось» по найденным инструкциям), а без такового никто не может ничего сделать?

Кроме этого, еще в самый разгар спасательной операции по центральным каналам уже было объявлено, что она благополучно закончилась и все дети спасены, и как считается, что именно это и доложили президенту.

Немудрено, что в консервативной и ныне оппозиционной партии Свободная Корея озвучивание этой «проблемы» нынешней администрацией назвали «шоу» и «политической инженерией», связанной с решением в суде вопроса о продлении срока содержания под стражей бывшего президента Пак Кын Хе. Не случайно на фоне буксующего процесса снова начали фигурировать слухи о том, что специальная группа по расследованию трагедии парома «Севоль» получила приказ любой ценой найти улики, указывающие на причастность Пак к катастрофе.

Где и что следствию искать теперь? Может, что-то расскажет арестованный 9 апреля 2017 г. экс-секретарь президента по вопросам гражданской политики У Бён У, которого обвиняют в том числе «в создании препятствий прокуратуре города Кванчжу в расследовании трагедии парома «Севоль»? Может, чем-то поделится экстрадированная из Франции Ю Сом На, дочь покойного главы судоходной компании «Чхонхэчжин хэун» и главы секты Ю Бён Она, которому принадлежал паром и по указанию которого он вышел в рейс перегруженным почти в три раза и с плохо работавшим управлением? – Однако доселе они молчали.

Подведем итог: тему трагедии продолжают муссировать, но теперь экс-президенту пытаются вменить не столько преступное бездействие, сколько вмешательство в процедуру поиска и спасения. По мнению автора, это связано с целым рядом обстоятельств. Во-первых, стало известно, что, поначалу президенту была доложена неверная или некорректная информация, отчего Пак Кын Хе вполне могла заниматься своими делами, не имея представления о масштабе трагедии или не желая мешать действиям профессионалов. Во-вторых, комплекс мероприятий, связанных с подъемом парома и его наземным осмотром, не подтвердил целый ряд слухов, включая информацию о столкновении с американской подводной лодкой или секретном грузе, который надо было спасать в первую очередь. И хотя претензии есть не только к действиям капитана и команды (точнее, той ее части из числа сектантов, которые бежали, вместо того, чтобы бороться за живучесть судна), но и к действиям спасателей, обвинение сталкивается с проблемой, поскольку халатность или медлительность необходимо связать с Пак Кын Хе, а не объяснять головотяпством на среднем и низшем уровнях.

Удастся ли следователям решить эту проблему и всплывут ли вообще новые важные данные об этой катастрофе – будем следить.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».