EN|FR|RU
Социальные сети:

К экономическим дебатам США и РК

Константин Асмолов, 04 сентября

594ff826e92b942b16147bb6-750-500

22 августа в Сеуле началось заседание совместного комитета РК и США по соглашению о свободной торговле. Оно было организовано по требованию администрации Дональда Трампа, который выступает за пересмотр условий двусторонней торговли.

Заседание началось с 30-минутной видеоконференции с участием начальника управления торговых соглашений министерства промышленности, торговли и энергетики Ким Хён Чжона и представителя США на торговых переговорах Роберта Лайтхайзера.

Затем стороны провели рабочие переговоры, в которых приняли участие 30 членов двух делегаций, в том числе глава канцелярии торгового представителя Джеймисон Грио, помощник Роберта Лайтхайзера Майкл Бимон и глава делегации РК Ю Мён Хи.

Встреча прошла за закрытыми дверями, но по окончании мероприятия глава южнокорейской делегации Ю Мён Хи сообщила журналистам, что участники заседания из-за расхождений во взглядах не смогли достичь какой бы то ни было договорённости. Видимо, грядет следующий раунд.

Напомним предысторию событий. О намерении пересмотреть или отменить основные соглашения о свободной торговле США с иными странами Дональд Трамп говорил ещё во время предвыборной кампании. Это важная часть его внутриполитической стратегии, так как, по его мнению, соглашения о свободной торговле не соответствуют интересам американской экономики, убивая рабочие места в США. Поэтому во многих случаях торговые договорённости должны быть пересмотрены.

Продвигая политику протекционизма, глава США заявил о выходе из Транстихоокеанского партнёрства, пересмотре условий участия США в Североамериканском соглашении о свободной торговле (NAFTA) и аналогичном соглашении с РК, так как торговый дефицит США относительно РК за последнее время значительно вырос, а экспорт на южнокорейский рынок сократился.

Еще до визита южнокорейского президента в Белом Доме отмечали, что главной повесткой южнокорейско-американского саммита станет не размещение в РК ПРО THAAD, а вопросы торговли между двумя странами, в том числе возможность пересмотра соглашения о свободной торговле и проблемы в отрасли автомобилестроения и сталелитейной промышленности.

29 апреля, спустя 100 дней после вступления в должность, президент США Дональд Трамп распорядился пересмотреть торговые соглашения, заключённые за последнее время, включая соглашение с Республикой Корея. В течение 180 дней министерство торговли должно было изучить все соглашения, по которым наблюдались нарушения или злоупотребления правилами, и подготовить отчёт с описанием методов решения проблемы.

Ранее Дональд Трамп подписал указ об ужесточении антидемпинговых пошлин по отношению к странам, в торговом балансе с которыми зафиксирован дефицит. К таким странам относится и Республика Корея, ибо после вступления соглашения в силу пять лет дефицит торгового баланса между США и РК составляет 27 млрд 700 млн долларов.

12 июля президент США Дональд Трамп в очередной раз сказал, что соглашение о свободной торговле между РК и США — «ужасно». США дорожат РК, но американская экономика ежегодно теряет около 40 млрд долларов.

Надо отметить, что у позиции Трампа есть противники. Так, 14 июля Зерновой совет США (USGC) высоко оценил эффективность соглашения о свободной торговле с РК, а его председатель совета Чип Каунсел назвал Южную Корею большим клиентом сельского хозяйства США и надежным партнером: РК является пятым по масштабам импортером американской сельхозпродукции.

Против пересмотра выступают и некоторые конгрессмены. С их точки зрения, соглашение о свободной торговле между двумя странами является не просто документом, а символом экономического союза двух стран и частью экономического и стратегического присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому нельзя принимать какие-либо решения, исходя лишь из показателей торгового дефицита.

Инициатива о проведении специального заседания совместного комитета в Вашингтоне поступила от американской стороны 13 июля, — представитель США на торговых переговорах Роберт Лайтхайзер предложил южнокорейской стороне обсудить вопрос о начале переговоров по снятию существующих барьеров в двусторонней торговле и пересмотру соответствующего соглашения. Было особо отмечено, что пересмотр торговых отношений с другими странами, после чего они станут «более честными», — один из приоритетов администрации Дональда Трампа.

Затем какое-то время велась дискуссия о том, где именно пройдет заседание: место встречи оказывает значительное влияние на результат переговоров. Американцы предлагали у себя, но 25 июля от имени министра промышленности, торговли и энергетики Пэк Ун Гю представителю США был направлен ответ, в котором выражено предложение провести заседание не в Вашингтоне, а в Сеуле после окончания процесса реструктуризации правительства. Дело было в том, что на том этапе еще не было сформировано главное управление торговли, «заточенное» под указанный процесс. Помимо этого, предложив провести переговоры в Сеуле, южнокорейская сторона воспользовалась положением из соглашения, в котором говорится, что место проведения заседания определяет сторона, получившая соответствующее предложение, если по этому вопросу не достигнуто предварительных договорённостей.

Также перед началом переговоров предлагалось проанализировать экономический эффект соглашения о свободной торговле; выяснить, действительно ли либерализация взаимной торговли так невыгодна для США; заранее поискать баланс интересов, — например, снизить упомянутый дефицит за счёт увеличения импорта американского сланцевого газа.

Затем корейская сторона всячески подчеркивала, что грядущее мероприятие нельзя считать началом переговоров по пересмотру соглашения. Дескать, представители сторон обсудят интересующие их проблемы, а решение о начале собственно переговоров по пересмотру будет принято лишь в том случае, если по этому поводу будет достигнута конкретная договорённость, да и вообще, такие переговоры не тождественны непременному перезаключению соглашения, которого все так опасаются.

Однако такая неудача первого раунда говорит о том, что торг будет долгим, и к экономической составляющей будет активно примешиваться политическая. США явно будут пользоваться этим рычагом, чтобы держать в узде новое руководство РК и разыгрывать эту карту для того, чтобы, например, сохранить без изменений план развертывания на корейской земле американской ПРО.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».