EN|FR|RU
Социальные сети:

Ждать ли эскалации конфликта между Индией и Китаем в долине Доклам?

Дмитрий Бокарев, 01 сентября

Обострение отношений между Китаем и Индией, произошедшее летом 2017 г. в связи с событиями в долине Доклам, привлекает внимание СМИ всего мира. Военнослужащие двух мощнейших государств Азии в течение всего лета находятся на спорной территории между КНР и Бутаном, а их правительства обмениваются гневными посланиями. Все это происходит на фоне многолетнего индийско-китайского экономического и политического соперничества.

Многие эксперты выражают беспокойство за мир и стабильность во всем регионе. Однако вероятность развития настоящего военного конфликта крайне мала. Парадоксально, но причина этого – индийско-китайская экономическая и политическая конкуренция. Желая перегнать друг друга, обе страны запустили грандиозные международные проекты, которые могут рухнуть в случае войны. В эти проекты вложены настолько большие инвестиции (особенно со стороны КНР), что ни Индия, ни Китай в здравом уме не станут рисковать такими средствами из-за территориального спора.

Как упоминалось выше, Индия является главным экономическим конкурентом Китая в Азии. Неудивительно, что она довольно прохладно относится к китайской инициативе «Один пояс – один путь» (ОПОП), призванной создать единое экономическое пространство в Евразии и Африке с общей транспортной инфраструктурой и неограниченным потенциалом расширения. Китай неоднократно заявлял, что целью проекта является лишь общее благо и экономическое развитие всех участвующих стран. Однако Индия и некоторые другие государства считают, что Китай пытается достичь с его помощью экономического и политического доминирования.

Следует напомнить, что в мае 2017 г. в Пекине состоялся форум «Шелковый путь – 2017», на котором присутствовали высокопоставленные представители 30-ти стран. Несмотря на настойчивые приглашения КНР, Индия это мероприятие проигнорировала. Тем не менее Индия понимает необходимость развития общеевразийской торговли и инфраструктуры. Также она понимает, что стать значимым игроком в едином евразийском пространстве можно, если активно участвовать в его создании. Таким образом, для Индии сейчас важно развивать международные отношения и строить транспортную инфраструктуру, свободную от китайского влияния, которая будет сообщаться с «Новым Шелковым путем», но не будет его частью. Делать это желательно поскорее, ведь в ОПОП уже решили участвовать более 60 государств.

Известно, что Индия сейчас активно работает над различными транспортными проектами, призванными укрепить ее влияние в соседних странах. Работа ведется в рамках программы «Act East» («Действуй на Востоке»), предложенной индийским премьер-министром Нарендрой Моди еще в ноябре 2014 г. Это наследница программы «Look East» («Смотри на Восток»), предложенной в 1992 г. тогдашним премьер-министром Нарасимхой Рао. Целью той программы было укрепление позиций Индии в странах АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, 10 участников). Нынешняя программа «Act East» подразумевает расширение индийского влияния до Австралии, Новой Зеландии и обеих Корей. Однако главной задачей по-прежнему остается развитие отношений с государствами АСЕАН и другими ближайшими соседями – Непалом, Бутаном, Шри-Ланкой и Бангладеш.

В течение последних двух лет Нью-Дели вложил почти $5 млрд в развитие международных дорог. Конечно, это не сравнить с затратами Китая, который по последним данным готов потратить на свой «Новый Шелковый путь» более $500 млрд. Тем не менее какое-то пространство для себя Индия все-таки «отвоюет». В рамках программы «Действуй на Востоке» она вкладывает большие суммы в автомобильные и железные дороги на своих границах. Один из самых значимых проектов – автомобильная дорога из Северо-Восточной Индии через Мьянму в Таиланд. Длина автомагистрали составит более 1000 км, при этом уже сейчас рассматривается возможность ее продления до Камбоджи, Лаоса и Вьетнама. Таким образом, Индия сможет значительно усилить товарообмен со всем Индокитайским полуостровом, где расположена большая часть АСЕАН и который является одним из самых быстроразвивающихся регионов в мире.

К слову, Китай также старается закрепиться в АСЕАН. Для этого КНР продолжает строить железную дорогу «Куньмин – Сингапур», которая пройдет через все страны Индокитайского полуострова. Железнодорожные перевозки дешевле и эффективнее автомобильных, однако индийская автомагистраль может быть построена быстрее. Индийско-китайская инфраструктурная гонка идет также на море. КНР создает «Морской Шелковый путь XXI в.» и наращивает свое присутствие во всех крупных портах вдоль южного побережья Евразии, до Африки и Средиземного моря. Китай строит огромный «сити-порт» на Шри-Ланке, арендует и развивает пакистанский порт Гвадар, в который пообещал инвестировать около $1,6 млрд. Через Гвадар КНР сможет поддерживать морское сообщение с Европой и Африкой в обход перегруженного и небезопасного Малаккского пролива. Для сообщения с портом Китай решил построить железную дорогу через территорию Пакистана.

Индия идет тем же путем. Так, она инвестировала $120 млн в порт Ситтве в Мьянме. Также Индия намерена вложить $150 млн в порт Чабахар в Иране, который будет использовать совместно с Ираном и Афганистаном.

Таким образом, можно заключить, что Индия и Китай ведут активное международное экономическое сотрудничество. Их амбициозные проекты охватывают не отдельные страны, а целые регионы. А это значит, что обе страны несут множество обязательств перед большим количеством партнеров. При этом партнеры у них общие, следовательно, интересы Индии, Китая и сотрудничающих с ними стран тесно переплетены. Любое нарушение стабильности может разрушить их планы.

Азия – весьма взрывоопасный регион. Одна из главных причин этого – террористическая угроза. С этой угрозой периодически сталкиваются и Индия, и Китай, и страны АСЕАН. Индия и Китай входят в число мощнейших государств, обладающих ядерным оружием, и поэтому на них во многом лежит ответственность за спокойствие во всей Азии. Если они сойдутся в военном противостоянии, этим могут воспользоваться множество экстремистских группировок, и тогда азиатским странам станет не до строительства дорог и создания зон свободной торговли. Это может поставить крест как на проекте «Один пояс – один путь», так и на индийских проектах.

Обеим странам сейчас жизненно важно сохранить стабильность в регионе и репутацию в глазах многочисленных партнеров. Поэтому история в долине Доклам, скорее всего, завершится мирно. Можно предположить, что конкуренция между Индией и Китаем вышла на такой уровень, который практически исключает вооруженные конфликты. А такая форма соперничества, как инфраструктурное строительство и международная торговля, будут только способствовать развитию всего Азиатского региона.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».