EN|FR|RU
Социальные сети:

Новый Шелковый путь сблизит страны АСЕАН с Китаем

Дмитрий Бокарев, 28 августа

85676767

Как известно, китайский проект «Новый Шелковый путь» (НШП) подразумевает создание широкой и густой транспортной сети, покрывающей весь Евразийский континент. Однако чем дальше раскинется эта сеть, тем мощнее должна быть ее центральная часть, находящаяся в Китае и близких к нему азиатских странах. Следовательно, одно из важнейших направлений развития НШП для КНР – это 10 соседних государств-участниц АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии).

Идея наладить железнодорожное сообщение с АСЕАН возникла у Китая раньше, чем была выдвинута инициатива НШП. Такой шаг стал целесообразным еще в 2000-х гг., когда между КНР и АСЕАН стали стремительно развиваться экономические отношения. В 2002 г. была озвучена идея создания зоны свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН. В 2010 г. было подписано Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве АСЕАН-КНР. С тех пор между сторонами продолжается поэтапная либерализация торговых отношений, благодаря чему многократно вырос объем товарооборота, который к 2020 г. планируется довести до $1 трлн.

Естественно, при таких обстоятельствах у стран возникло желание улучшить свое транспортное сообщение. Соединить Китай с государствами АСЕАН, расположенными на Евразийском континенте, должна разветвленная железная дорога «Куньмин – Сингапур», которая охватит практически весь Индокитайский полуостров. Городской округ Куньмин – центр юго-западной китайской провинции Юньнань. Еще в древности он был точкой пересечения торговых путей между Юго-Восточной Азией (ЮВА), Индией и Тибетом, и сохранил свой статус важного транспортного узла до сих пор. В Куньмине находится один из крупнейших китайских аэропортов Чаншуй. Кроме того, Куньмин – крупнейший железнодорожный узел провинции Юньнань, из которого расходятся пути в разные области Китая, а также во Вьетнам.

Железнодорожная сеть «Куньмин – Сингапур» должна соединить Китай и страны АСЕАН, расположенные на Индокитайском полуострове. Она пройдет через Лаос, Вьетнам, Таиланд, Камбоджу, Малайзию и окончится в Сингапуре. Эти дороги должны стать важнейшей сухопутной транспортной системой в ЮВА. Весной 2011 г. СМИ сообщили о начале строительства первого участка, от Куньмина до КПП Мохань на китайско-лаосской границе. Тогда было заявлено, что целиком дорога «Куньмин – Сингапур» должна быть сооружена к 2020 г.

В сентябре 2013 г. Китайская железнодорожная корпорация сообщила, что в КНР построено уже 150 км дороги в Сингапур, и что китайские строители готовятся к постройке еще 650 км.

В декабре 2016 г. стартовало строительство следующего участка сети «Куньмин – Сингапур», идущего через Лаос, от КПП Мохань до лаосской провинции Вьентьян. Начало работ было отмечено торжественной церемонией, на которой присутствовал лаосский премьер-министр Тонглун Сисулит и другие высокопоставленные представители лаосского и китайского правительств. Эта церемония была призвана подчеркнуть значение проекта для обеих сторон, так как для КНР это важный шаг в развитии торговых отношений с АСЕАН и возможность развития его юго-западных провинций, а для Лаоса это самый крупный инвестиционный проект, который должен значительно поспособствовать социально-экономическому развитию всей страны.

Известно, что стоимость этой 400-километровой дороги, которая потребует строительства многочисленных тоннелей и мостов, составит около 40 млрд юаней, 70% из которых намерена предоставить китайская сторона. Работа будет вестись по китайским технологиям, и железная дорога будет соответствовать китайским стандартам, что подчеркивает ее связь с железнодорожной системой КНР.

Таиланд также сотрудничает с Китаем. В декабре 2016 г. китайский министр иностранных дел Ван И встретился с главой таиландского МИД Доном Праматвинаем. Среди различных вопросов двустороннего сотрудничества они обсудили и проект китайско-таиландской железной дороги. После встречи Ван И и Дон Праматвинай сообщили прессе, что обе страны считают этот проект важной частью китайско-таиландского сотрудничества, очень нужной как для проекта НШП, так и для экономического развития Королевства Таиланд. Ван И добавил также, что КНР готова предоставить Таиланду свои новейшие технологии строительства высокоскоростных железных дорог и что реализация проекта позволит Таиланду стать важным транспортным узлом регионального значения и одним из экономических центров АСЕАН.

Индонезия также входит в сферу интересов китайских железнодорожников. Несмотря на свое островное положение, страна также нуждается в развитии железнодорожной системы для лучшей связи своих внутренних районов с портами, через которые идет ее сообщение с другими государствами. Основной партнер Индонезии в железнодорожной сфере – Россия, которой доверено участвовать в реформировании всей индонезийской железнодорожной системы. Однако и для Китая с его передовыми технологиями нашлась работа. В январе 2016 г. китайская компания China Railway Group Limited начала строить высокоскоростную железную дорогу длиной 140 км от индонезийской столицы Джакарты до одного из крупнейших городов страны – Бандунга. Завершить работу планируется к 2018 г. Так как Индонезия является одним из самых развитых государств АСЕАН, то для Китая сотрудничество с ней представляется важным шагом для реализации проекта НШП.

При этом Китай развивает железнодорожное сообщение не только с соседями, но и в пределах своей территории. В конце июля 2017 г. состоялось первое отправление фирменного пассажирского поезда «Древний путь из Танской империи в Индию» из Лхасы, столицы Тибетского автономного района КНР, во второй по величине город Тибета – Шигадзе. По сообщениям китайских СМИ, поезд должен показать ценность Цинхай-Тибетской железной дороги для туристической отрасли и помочь интеграции Тибета в проект НШП. Включение Тибета в НШП преследует не только очевидную цель развития этого труднодоступного региона, но и обеспечения более полной интеграции Тибета в Китай. Это, в свою очередь, поспособствует ослаблению антикитайских настроений, длящихся в течение 67 лет с момента установления в Тибете власти КНР.

Такой же эффект ожидается от развития железных дорог в Синцзянь-Уйгурском автономном районе КНР, в котором также периодически раздаются призывы к отделению от Китая. Благодаря НШП, эти призывы могут скоро сойти на нет. Главный город автономии Урумчи стал одной из главных точек НШП. Из этого транспортного узла начинается важная ветвь НШП – путь из Китая в Европу, пролегающий через Казахстан и Россию. С развитием этого проекта Синцзянь-Уйгурский автономный район может ждать невиданный экономический рост. Повышение благосостояния населения и привязка к китайской инфраструктуре удержат его (и Тибетский автономный район) в составе КНР надежнее силовых методов и обеспечат стабильность на долгие годы вперед.

Таким образом, можно заключить, что благодаря своим транспортным проектам Китай значительно укрепил свое положение во всем регионе. Новые железные дороги в странах АСЕАН приведут к значительному развитию международной торговли и быстрому экономическому росту. При этом их новая инфраструктура и экономика будут крепко связаны с КНР и «Новым Шелковым путем», что сделает Китай их главным и самым влиятельным партнером.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».