В то время как основное внимание СМИ продолжает уделяться военным конфликтам, политическим скандалам и агрессивным попыткам разных государств навязать свою волю другим, приятно видеть, что еще можно укрепить свой авторитет и повысить доходы цивилизованным путем экономического и научного сотрудничества. Одной из главных отраслей, в которых переплетаются высокие технологии, большие деньги и серьезная политика, сегодня является атомная энергетика. Одной из важнейших фигур в мировой АЭ является Россия.
Российские атомные технологии давно и по праву считаются одними из лучших в мире и помогают нашей стране приобретать экономических и политических партнеров. Особенно это касается стран Азии, только вступивших на путь АЭ и желающих приобрести в равной степени эффективные, безопасные и не очень дорогие технологии. Наибольшим успехом можно считать, когда российскими разработками интересуются такие мощные государства, как Индия или Китай.
Как и в Китае, в Индии непрерывно развивается промышленность и растет уровень жизни, а значит, растет и энергопотреблени
Индия имеет уже неплохой опыт. Первая индийская АЭС заработала в 1969 г., на год раньше, чем первая китайская. Сейча
Межгосударственн
В основу проекта индийской АЭС легли схемы, по которым российские ядерщики уже строили АЭС в России и в Восточной Европе. Эти станции работают уже много лет и доказали свою надежность и эффективность. Реактор, работающий в «Куданкуламе», это проверенный временем ВВЭР-1000, и сейчас это самый мощный и при этом самый безопасный реактор в Индии. Коммерческая эксплуатация энергоблока №1 началась в конце 2014 г., а промышленная – в августе 2016 г. Несколько ранее, в мае 2016 г. впервые был запущен блок №2, с таким же реактором. В конце августа 2016 г. второй блок станции был подключен к индийской энергосистеме.
Всего же ИКАЭЛ (Индийская компания по атомной энергии), от чьего имени был заключен контракт на строительство, заказала 4 энергоблока. Необходимые соглашения для сооружения блоков №3 и №4 были подписаны в 2014-2015 гг., а сейчас уже полным ходом ведутся работы.
Одним из бонусов сооружения АЭС можно назвать то, что обычно строителям приходится создавать дополнительную инфраструктуру для подвоза материалов и ядерного топлива. Для облегчения работ на Куданкуламе, расположенном в 1,5 км от побережья Индийского океана, был построен морской порт, который позднее может быть использован для других целей.
К сожалению, при строительстве АЭС в населенных районах всегда так или иначе нарушается привычный уклад жизни местных жителей. Сооружение АЭС Куданкулам не стало исключением. В 2011 г. в районе стройки вспыхнули массовые протесты граждан, которые перекрывали дороги и препятствовали работам. Позднее в индийский Верховный суд не без участия зарубежных «спонсоров», недовольных развитием сотрудничества между Индией и Россией, были поданы иски с требованиями прекратить строительство. Решение было принято в пользу продолжения строительства. Тем не менее из-за этих событий пуск блока №1 был отложен на два года. В сентябре между Россией и Индией были завершены переговоры о строительстве еще двух энергоблоков, подписание соглашения должно состояться до конца осени 2016 г.
Есть вероятность и того, что российские ядерщики вскоре получат заказы на строительство АЭС в других штатах Индии. Еще в конце 2014 г. двумя странами обсуждался план строительства еще 25 АЭС по российским технологиям и с участием российских компаний по всей территории Индии. Пока что это просто смелый проект, однако если в ближайшие годы работающие блоки станции Кундакулам хорошо себя проявят и благотворно повлияют на индийскую энергетику, есть вероятность, что индийское правительство захочет продолжить сотрудничество.
Как уже упоминалось выше, сотрудничество в области атомной энергетики требует тесного экономического и политического взаимодействия. Каждая построенная АЭС требует технического обслуживания и регулярных поставок подходящего для нее топлива в течение многих десятилетий, а это значит, что АЭС «Куданкулам» в Индии, Тяньваньская АЭС в Китае и многие другие российские станции, расположенные в Азиатско-Тихооке
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».