EN|FR|RU
Социальные сети:

Очередной саммит «АСЕАН+США»

Владимир Терехов, 25 февраля

456456456555Значимость состоявшегося 15-16 февраля с.г. на территории калифорнийского ранчо Sunnylands cаммита “АСЕАН+США” определяется контекстом новой глобальной игры и, в частности, событиями последнего времени в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Десять стран этого субрегиона образуют обозначенную выше Ассоциацию, в борьбе за влияние на которую (в целом, а также на отдельных её членов) сегодня участвуют все ведущие мировые игроки.

Среди нескольких мотивов этой борьбы выделяется исключительная стратегическая важность ЮВА, которая обозначилась ещё в период Первой мировой войны, но приобретает особую весомость сегодня в связи с развитием тенденции по смещению “центра тяжести” новой глобальной игры из Евро-Атлантики в Азиатско-Тихооканский регион. Достаточно отметить, что ежегодно по торговому маршруту, проходящему через Южно-Китайское море (ЮКМ), перевозится товаров на сумму около 5 трлн долл., и безопасность пролегающего здесь морского трафика становится одной из центральных тем новой глобальной политики.

При этом АСЕАН пытается (в целом безуспешно) позиционироваться в качестве самостоятельного игрока, извлекающего собственную пользу из борьбы “больших парней” за влияние на Ассоциацию. Среди прочего, в этих целях используются регулярно проводимые форумы “10+1”, в которых в качестве “единицы” выступают, в частности, такие ведущие региональные (и мировые) игроки, как США, Китай, Япония.

В ноябре прошлого года в столице Малайзии Куала-Лумпуре прошли очередные форумы “АСЕАН+КНР” и “АСЕАН+Япония”, которые последовали сразу за саммитом АТЭС, состоявшимся 17-20 ноября в столице Филиппин Маниле. Необходимо оговориться, что прошедший тогда форум “АСЕАН+КНР” не вполне был саммитом, поскольку в его работе вместо председателя Китая Си Цзиньпина участвовал премьер-министр Ли Кэцян. Обсуждавшиеся ранее в НВО причины отсутствия председателя Си на этом мероприятии были обусловлены сложностями в японо-китайских отношениях.

На форумах АСЕАН, прошедших в Куала-Лумпуре, присутствовал также президент США Барак Обама. Однако, в отличие от Китая и Японии, свой саммит “10+1” Вашингтон решил провести не в связи “с удобным случаем” (сбора в одном месте всех участников), а отдельно и на территории США. Что должно было подчеркнуть особую значимость, которую Вашингтон придаёт развитию отношений с АСЕАН.

Встрече американского президента с лидерами десяти стран ЮВА заметное внимание уделили китайские эксперты. Накануне её открытия в Global Times появилась статья под примечательным заголовком “Саммит США-АСЕАН не станет дипломатическим прорывом”.

Статья сопровождалась картинкой с группой джентльменов за круглым столом. Из них характерный “Дядя Сэм в цилиндре” с назидательно поднятым пальцем произносит нечто торжественное, в то время как почти все его собеседники либо откровенно дремлют, положив головы на стол, либо развлекаются с айфонами. Кроме одного, напоминающего нынешнего президента Филиппин, напряжённо вслушивающегося в каждое слово “патрона”.

Иллюстрация точно отразила субъективное восприятие конкретным китайским экспертом очередного американо-АСЕАН-ского саммита. Однако едва ли она адекватно воспроизвела реальную картину происходившего на калифорнийском ранчо.

Вполне можно допустить, что не менее внимательно президента США слушал, по крайней мере, премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг. Во всяком случае, договорённость о визите в мае с.г. Б. Обамы во Вьетнам, достигнутая в ходе переговоров на полях саммита с руководителем вьетнамской делегации, стала первым (и весьма значимым) практическим итогом данного мероприятия.

Да и большинство других гостей, скорее всего, если не “смотрели в рот” хозяину встречи, то, по крайней мере, старались извлечь полезную для себя информацию из его выступления. Хотя бы потому, что США (наряду с Китаем, ЕС и Японией) являются одним из главных партнёров стран АСЕАН в сфере экономики. Впрочем, сейчас на политическом горизонте замаячил гораздо более важный для каждого из них “вопрос о войне и мире” в ЮВА с участием ведущих мировых держав.

В Китае правильно полагают, что “страны АСЕАН не желают столкновения между США и Китаем”. Но этот вопрос решается отнюдь не странами АСЕАН, а главным образом теми же США и Китаем.

Не останавливаясь здесь на вопросе, кто из двух ведущих мировых держав и почему “начал первым” (на который, как всегда, едва ли существует однозначный ответ) отметим очевидную военную активизацию США в Южно-Китайском море (ЮКМ), которая в последнее время осуществляется “на грани фола”.

В НВО ранее обсуждался проход 27 октября 2015 г. американского ракетного эсминца Lassen в 12-мильной зоне, окружающей один из искусственных островов архипелага Спратли в ЮКМ, возведённых КНР. 30 января уже текущего года другой американский эсминец Curtis Wilbur совершил аналогичный манёвр, но уже в районе искусственного острова Парасельского архипелага в том же ЮКМ.

В обоих случаях министр обороны США Эштон Картер указывал, что, во-первых, эти акции служат демонстрацией американской решимости обеспечивать “свободу судоходства” в ЮКМ, которой якобы угрожают китайские работы по созданию искусственных островов и строительству на них объектов “военной направленности”. Во-вторых, он подчёркивал, что США и далее будут проводить акции подобного рода. Реакция на них МИД КНР носила вполне ожидаемый и резко негативный характер.

К месту будет сказать, что наметившаяся в последнее время американская стратегия нанесения Китаю болезненных “булавочных уколов” реализуется различным образом. В этом плане самой последней акцией стала резолюция Сената Конгресса США о присвоении площади перед посольством КНР в Вашингтоне имени одного из китайских “диссидентов”, отбывающего наказание в тюрьме.

Она была принята 13 февраля по инициативе одного из кандидатов от Республиканской партии на предстоящих президентских выборах Теда Круза и также вызвала негативную реакцию в КНР.

Едва ли президент Б. Обама подпишет это явно провокационное решение. Что будет правильно (в конечном счёте и в интересах США), но никак не поспособствует росту его популярности у американских “патриотов”. Впрочем, для уходящего президента вопрос популярности уже вряд ли актуален, а вполне вероятный кандидат от Демократической партии на предстоящих президентских выборах Берни Сандерс, выступающий за налаживание отношений с КНР (и Россией), опирается на совсем другой сегмент американского электората.

Та же тема “свободы судоходства” в ЮКМ и обеспечения безопасности в субрегионе в целом (“в кооперации с нашими региональными союзниками и партнёрами”) заняла одно из центральных мест во вступительном слове Б. Обамы перед началом работы саммита.

В частности, он напомнил, что именно его администрация поставила в центр американской политики “перебалансирование” в сторону АТР и особенно в субрегион ЮВА. В период его президентства объём торговли со странами АСЕАН возрос на 55%, и сегодня эта Ассоциация является четвёртым торговым партнёром США.

Проблематика “свободы судоходства” и безопасности в ЮКМ заняла центральное место в кратком “Совместном заявлении” (Sunnylands Declaration)/  Из 17 пунктов этого документа прямо или косвенно указанная тема затрагивается в пунктах с 5 по 9.

При этом никак не упоминается КНР, что, помимо необходимости соблюдения в официальном документе политеса в отношении второй мировой державы, свидетельствует также об отсутствии единства среди стран-членов АСЕАН относительно содержания упомянутой проблематики. Подавляющее большинство из них не желают портить отношения с одним из основных экономических партнёров.

В целом же можно констатировать, что очередной саммит “АСЕАН+США” был использован Вашингтоном главным образом с целью демонстрации глубокой и долгосрочной вовлечённости во все аспекты ситуации, складывающейся в ЮВА.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».