В последние годы сложная экологическая ситуация в КНР стала проблемой международного масштаба. Десятки лет развития промышленности и сельского хозяйства без оглядки на состояние окружающей среды привели некоторые районы страны на грань природной катастрофы. Долгое время китайское правительство замалчивало истинные размеры угрозы, однако в последние годы скрывать это стало невозможно, и китайскому руководству пришлось провозгласить курс на спасение экологии.
От загрязнения, производимого Китаем, страдают и другие государства. В первую очередь это страны, граничащие с его северо-восточным
Наибольшего внимания заслуживает сотрудничество в области охраны окружающей среды Китая с Японией. Как известно, несколько десятилетий Япония через свой Фонд зарубежного экономического сотрудничества больше других государств предоставляла Китаю кредиты на выгодных условиях в рамках официальной помощи развитию. Немалая часть этих денег была направлена на осуществление китайских природоохранных проектов. Сотрудничество носило многоуровневый характер – как межгосударственн
Еще один пример крупного японского вклада в китайскую экологию – проект по снижению загрязнения рек Ляо и Сунгари, на который Китай получил около 13 млрд йен от Японского фонда экономического сотрудничества.
В 2007 г. было подписано китайско-японско
Как сосед Китая по акватории, особое внимание Япония уделяет состоянию морей, омывающих ее берега. Большие деньги были выделены на очистку рек, впадающих в Японское море. В общей сложности с 1979 по 2009 гг. Китай получил от Японии в кредит более 1 трлн йен на свои экологические программы. Тем не менее с каждым годом экологическая ситуация в КНР продолжала ухудшаться, поскольку на государственном уровне по-прежнему проводилась все та же безоглядная политика индустриализации и экономического роста.
После 2008 г. Япония перестала предоставлять Китаю низкопроцентные кредиты, в том числе и на экологические проекты. Причиной стали как мировой финансовый кризис, так и то, что рост китайского ВВП к 2010 г. начал обгонять японский, и японская сторона не увидела смысла в дальнейшей поддержке КНР.
Однако к прекращению экологических программ Китая это не привело. Именно в 2010-х гг. китайские власти заговорили о необходимости изменения экологической политики государства и превращения заботы о своей окружающей среде в один из приоритетов КНР.
На саммите АТЭС в 2014 г. были озвучены планы КНР по снижению загрязнения атмосферы и переводу энергопотреблени
В частности, важная часть экологической программы КНР заключается в увеличении производства электромобилей, не загрязняющих окружающую среду. В марте 2015 г. министерство транспорта Китая заявило о плане, по которому количество электромобилей в стране должно составить 300 тыс, автобусов на электрических двигателях – 200 тыс, такси – 100 тыс. В городах уже строятся станции для подзарядки. Все это сопровождается налоговыми мерами, стимулирующими граждан к приобретению экологически чистых машин. Китайские органы власти и предприятия получили предписание как можно больше использовать экологичные автомобили для своих нужд. Параллельно для них были снижены субсидии на углеводородное топливо. По сообщению министерства промышленности и информатизации Китая, за первую половину 2015 г. производство машин, использующих альтернативные виды топлива, увеличилось втрое. По прогнозам Китайской ассоциации производителей автомобилей, за 2015 г. в Китае планировалось продать около 250 тыс. электрокаров – больше, чем в какой-либо другой стране в мире.
В этой связи примечательно недавнее решение японской корпорации «Panasonic», одного из главных производителей электроники и бытовой техники, построить в Китае первый завод, производящий батареи для электрокаров и гибридных автомобилей. Эта компания уже является одним из главных поставщиков батарей для гибридных машин. В последнее время производство электрокаров и их комплектующих растет и становится важным сегментом рынка, в котором «Panasonic» уже занимает более 45%. Однако компания намерена еще увеличить свою долю. Местом постройки избран г. Далянь в уже упомянутой самой экологически загрязненной провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Начало работы завода планируется на 2017 г. По предварительным расчетам, завод будет выпускать батареи для 200 тыс машин ежегодно. Стоимость проекта составит 50 млрд йен, или $412 млн.
Время покажет, насколько выгода от использования электрических двигателей компенсирует загрязнение окружающей среды от работы нового завода по их выпуску.
Впрочем, решение любой проблемы всегда имеет альтернативный вариант: сегодня растет совершенно новый сегмент рынка – продажа китайцам свежего воздуха, который умелые дельцы активно поставляют им в бутылках из экологически чистых районов Канады, Латинской Америки и Великобритании. Бутылки с воздухом пользуются немалым спросом среди китайского населения в регионах, особенно сильно страдающих от смога.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».