EN|FR|RU
Социальные сети:

История лошади (к вопросу о нравственном здоровье западной цивилизации)

Марина Рогова, 23 февраля

https://agrobk.ru/konina-kak-okazalos-delikatesnyiy-produkt«Я люблю свою лошадку» — этот стишок, который знает каждый наш гражданин с младых ногтей и повторяет на протяжении жизни с детьми и внуками, приобретает сегодня зловещий смысл. Хочется надеяться, что разразившийся в Европе скандал, когда «любимого коня», это прекрасное животное — гордое, умное, — превратили в козла отпущения, нас не коснется гастрономически. Новости о перипетиях этого скандала молниеносно перемещаются в современном информационном пространстве, достигли российских рубежей и, как представляется, должны заставить нас задуматься.

Скандал в начале февраля с. г. разразился в Англии (хотя некоторые сигналы появлялись еще два года тому назад) и в Ирландии после того, как проведенные британским Агентством по пищевым стандартам (U. K. Food Standards Agency, FSA) подтвердили наличие ДНК лошадей в замороженных мясопродуктах британской компании Findus, продававшихся в супермаркетах, причем в некоторых содержание ДНК конины вместо говядины доходило до 100%.

Англия оказалась первой в подозрительном списке потому, что использование конины в пищевых продуктах не разрешено законом, и англичане вообще ее не употребляют. Проверки подтвердили наличие конины в продуктах с наклейкой «говядина» и в Германии, Дании, Испании, Швеции и других европейских странах. Начался поиск поставщика. Сыщики пошли по следу, и он привел их к французской компании Comigel, которая поставляет сырье для мясопродуктов в 16 европейских стран. В Comigel сразу от всего открестились, заявив, что закупают сырье у другой компании во Франции — Spanghero. Там, в свою очередь, послали за правдой из Франции в Румынию и пригрозили засудить румынского поставщика. Но при последующем расследовании французских служб выяснилось, что Comigel покупала мясо у торговой компании на Кипре, а та через посредника в Голландии получала сырье с двух румынских мясокомбинатов.

Затем поиск истины осложнился в связи с тем, что при экспертизе в некоторых партиях в конине обнаружили ветеринарный препарат фенилбутазон (бутадион), использующийся в качестве обезболивающего для лошадей и представляющий опасность для человека (по некоторым оценкам, он может способствовать образованию злокачественных опухолей и поэтому запрещен в ряде стран ЕС). По требованию министров сельского хозяйства стран ЕС были проведены массовые проверки мясопродуктов на содержание в них ДНК лошадей и фенилбутазона, и оказалось, что в нескольких конских тушах, часть из которых могла попасть и во Францию, фенилбутазон был найден. Начались рейды на скотобойни, склады, изъяты и ликвидированы тонны подозрительных партий мяса. Британских производителей обязали провести тестирование всей мясопродукции. На Кипре из-за паники, вызванной скандалом с кониной (тем более во время президентских выборов 17 февраля), местная торговая сеть уничтожила 16,5 т бургеров, даже не убедившись в наличии в них ДНК лошадей.

Как только в мясной цепочке возникла Румыния, в британских СМИ появились оригинальные предположения, что вместо говядины в британские мясопродукты могла попасть не только конина, но и ослятина. Что ж, вполне возможно. Многие газеты подробно рассказали о том, как просто было запустить закупку конины в Румынии. Коневодство развито традиционно, а экономическое положение большинства населения, особенно в связи с общим кризисом, столь плачевно, что наладить конвейер не представляло труда. Многие фермеры оказались не в состоянии содержать лошадей. Совсем плохо стало в 2007 г., когда в Румынии вступил в силу закон, запрещающий передвижение гужевого транспорта по дорогам страны. И кто теперь разберет, сколько лошадей, а заодно с ними и ослов окончили свою жизнь на бойне, а потом переправлены за границу, чтобы попасть в целлофановую упаковку с названием «говядина высшего сорта».

Министр Великобритании по делам охраны окружающей среды Оуэн Патерсон воспринял эту историю столь близко к сердцу и настолько серьезно, что заявил, что за мошеннической схемой, в ходе которой конина выдается за говядину, может скрываться «международный преступный заговор», в который замешаны мафиозные группировки из Италии и Польши и даже российские банды, действующие в странах Прибалтики (как же без руки Москвы!).

По последним данным, в Великобритании и других странах арестованы несколько человек, подозреваемых в участии в мошенничестве. Ведется тщательное расследование. Но, похоже, что главные воротилы в этом деле уже ускакали, оставив лишь клубы пыли из-под копыт.

Политические деятели Европы на всех уровнях, начиная с высшего, отводят массу времени и сил, чтобы рассказать общественному мнению, именуемому ныне электоратом, о расследовании дела о мясе, а именно: кто, где, когда и сколько (60% или 100%) подсовывал конину в фарш или прямо в упаковки и продавали как говядину. Работники общественного питания заверяют, что от конины вреда нет, если она, конечно, не заражена. Мясо оно и в Европе мясо. И ничего страшного.

Но страшно то, что те, кто крутили из конины фарш, не боятся Страшного Суда. И нет такого преступления, на которое не пойдут сегодня мясники, а завтра фармацевты, медики и т. д. (и идут) ради звонкой монеты. Страшно, что обруч под названием совесть, который сдерживал общество, прогнил. Размякли крепившие обруч вечные христианские заповеди — «не укради», исчез страх перед неизбежностью возмездия за грехи. А, казалось, присущий человеку инстинктивно внутренний голос, требующий не преступить черту, просел под давлением норм потребительского общества.

Самое печальное, что в этой истории лошади отразилась нищета нравов, мелочность, ничтожная мерзкая жадность. Европейское цивилизованное общество раздирается противоречиями, по разные стороны баррикад стоят те, кто «за» (или против) абортов, однополых браков, женщин-священников, придерживающихся особой ориентации, педофилии и т. д. Катится вереница скандалов и всюду обман, обман. Так было всегда, скажут трезвые люди, но грех назывался грехом. Проблема не в мясе, а в том, что разрывается составленная из множества нитей и узелков ткань нравственности и морали, державшая и сохранявшая человеческий род от падения в бездну.

Лошадь — символ Румынии, для цыгана — его жизнь. Как можно отдать под нож любимого коня? Голод заставил. И все же были исключения. В одной из многочисленных статей на эту тему рассказали о румыне по имени Симеон Красион. «На мясобойне мне предлагали двойную цену за моих лошадей — у меня всего четырнадцать, — поведал он. Но разве я их отдам, да ни за какие деньги. Я люблю своих лошадок». И на фото очень простой румынский, скажем, фермер с чуть шальной цыганской искрой во взоре обнимает за шею белую кобылку со звездочкой — свою любимицу. А лошадка улыбается и веселым глазом смотрит на хозяина.

Марина Рогова, сотрудник Центра партнерства цивилизаций, специально для Интернет-журнала «Новое восточное обозрение».