EN|FR|RU
Социальные сети:

«Руководящие принципы» оборонного сотрудничества США и Японии

Владимир Платов, 26 мая

Winter CruiseCleared for public release by Lt.Cmdr. Brook DeWalt, USS Kitty Hawk Public Affairs Officer27 апреля 2015 г. главы Министерств обороны и иностранных дел США и Японии в рамках работы группы 2+2 утвердили новые «руководящие принципы» оборонного сотрудничества США и Японии (The Guidelines for JapanU.S. Defense Cooperation April 27, 2015), существенно доработанные, в сравнении с редакцией аналогичного соглашения 1997 г.

Указанный документ наглядно свидетельствует о намерении Японии и Соединенных Штатов оформить их глобальное военное сотрудничество как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и далеко за его пределами.

Руководящие принципы оборонного сотрудничества двух стран последний раз пересматривались в 1997 году, где были изложены общие роли для военных США и Сил самообороны Японии по участию в совместных операциях, которые в основном были сосредоточены на обороне Японии и борьбе с чрезвычайными ситуациями. Новая же редакция этого сотрудничества показывает, что оно не будет географически ограничиваться, станет теперь носить глобальный характер военного японо-американского альянса, распространяющегося впредь и на такие области, как сбор разведданных, материально-техническое обеспечение, ПРО, кибер- и космическое пространство, гражданские планы эвакуации и меры по решению ситуации с беженцами. В случае военного конфликта Токио не только предоставит Вашингтону доступ ко всем необходимым объектам на своей территории, включая аэропорты, морские гавани и другие объекты критической инфраструктуры, но и будет активно помогать Соединенным Штатам, предоставляя тем самым Японию в качестве фактически единой военной базы США.

Вашингтон и Токио впервые отказались от географической привязки к Восточной Азии, распространяя действие соглашения на гипотетические ситуации, когда под вражескую атаку могут попасть США или «третьи страны». Теперь Япония может поддержать союзное государство (скорее всего, это будут США) «минимально необходимой силой», участвовать в ответных действиях Сил самообороны Японии в случае угроз американским кораблям, в проведении совместных операций на мировых морских просторах. Например, Япония может направить своих солдат в Ормузский пролив в устье Персидского залива, если японскому импорту нефти будут угрожать военные действия или возникнет конфликт с Ираном, совместно патрулировать мировой океан и даже досматривать подозрительные суда, направляющиеся в сторону Японии, осуществлять взаимную тыловую и логистическую поддержку в любой точке земного шара.

В дополнение к подтверждению Вашингтоном гарантий в виде «ядерного зонтика», в соглашении уделяется важное внимание и ПРО. В частности, зафиксирована договоренность об укреплении сдерживающего потенциала в случае атаки баллистических ракет, а также военных вторжений ВВС других стран, что не исключает возможность перехвата в том числе и средств ВВС других государств, в частности, Китая.

Как свидетельствует указанное соглашение, Вашингтон пытается плотнее привязать Токио в военной сфере, наделив Японию полномочиями проводить более активную линию в региональных и глобальных делах, вместе с тем, не предоставляя ей излишней самостоятельности в такой деятельности. Указанная весьма существенная корректировка «руководящих принципов» оборонного сотрудничества стала возможной после внесения изменений в Конституцию Японии относительно осуществления права на коллективную самооборону. И если ранее Япония могла сослаться на ограничения, накладываемые «пацифистской конституцией», то теперь такой оговорки не будет, т.к. все требуемые поправки в законодательство планируется принять до конца текущей сессии парламента.

Новый договор отражает желание Соединенных штатов углубить двусторонние связи с Японией с ударением на сферу безопасности, что позволяет Вашингтону расширить свое военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе и способно обострить отношения с Китаем. Это соглашение впервые формализует возможные действия Сил самообороны Японии и ВС США не только в случае военного нападения на Японию, но и в мирное время. Для координации двусторонних действий будет создан постоянно действующий орган – «Механизм союзнической кооперации», куда войдут представители обоих государств на всех уровнях и по всем необходимым направлениям для повышения оперативной совместимости военных ведомств Японии и США.

Соглашение не вносит ясности в наиболее спорные моменты т.н. «серых зон», которые нельзя определить ни в виде открытой войны, ни реального мира и под которые подпадают, например, случаи высадки «неопознанного вооруженного контингента» на отдаленные японские острова или заход иностранной подводной лодки в территориальные воды. Скорее всего, это сделано намеренно, так как стороны пытаются тем самым оставить себе максимальную «свободу рук», особенно на фоне обострения в последнее время ситуации вокруг так называемых «спорных островов» между Японией и Китаем и продекларированных Вашингтоном намерений направить свои военные корабли и самолет в район спорного архипелага Спратли в Южно-Китайском море.

Таким образом, новые «руководящие принципы» оборонного сотрудничества демонстрируют также и новый подход США к территориальным спорам в Юго-Восточной Азии, характеризующийся тем, что Белый дом более не намерен ориентироваться на позицию АСЕАН, а будет формировать и продвигать собственный подход, основанный исключительно на продвижении своих интересов под предлогом необходимости защиты союзников Вашингтона. А это, в свою очередь, чревато возникновением уже в самое ближайшее время нового острого конфликтного очага, в дополнение к уже развязанным Вашингтоном на Украине, Ближнем и Среднем Востоке.

Владимир Платов, эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».